Бетонирование фундаментов: земляные работы, приготовление и способы. Подготовительные работы перед бетонированием

Фундамент

Непосредственно перед бетонированием конструкции производятся следующие необходимые поверочные и подготовительные работы. Проверяют (нивелировкой) все основные отметки опалубки , правильность геометрических размеров опалубки в плане и по высоте, а также вертикальность ее элементов. Проверяют надежность оснований под опорами и стойками, прочность и правильность установки всех частей опалубки. Опалубку очищают от мусора и грязи, особенно в нижних частях коробов колонн; все очистные отверстия опалубки промывают. Проверяется соответствие чертежам и правильность установки арматуры, размещение стыков и хомутов, плотность охвата ими рабочей арматуры, прочность вязки и наличие прокладок и бетонных подкладок, обеспечивающих расстояния между стержнями и толщину защитного слоя бетона.

После проверки всех элементов и очистки опалубку основательно поливают водой из пожарных шлангов, для того, чтобы при бетонировании древесина не отсасывала воду из бетонной массы. Щели между отдельными досками опалубки, если они не сошлись после замачивания, заделывают рейками или проконопачивают паклей.

Перед укладкой бетона в фундаменты по грунту делают подготовку из слоя щебня или гравия, тщательно его уплотняя. На намеченном к бетонированию участке сооружения устанавливают катальные пути. Все транспортные устройства, рельсовые пути, подъемные механизмы и вибраторы и прочее оборудование должны быть в полной исправности, и их состояние должно проверяться перед каждой сменой. Должны быть назначены дежурные плотники для исправления и переноса катальных путей, лотков и других вспомогательных устройств и дежурные рабочие для очистки и содержания путей в исправности. Необходимо особо отметить, что одним из главных условий достижения больших выработок являлось хорошее состояние всего оборудования и путей, вследствие чего исключались какие-либо задержки в подаче бетона к месту укладки.

Не меньшее значение имеет организационная подготовка, т.е. установление необходимого фронта работ, определение числа рабочих в отдельных звеньях бригады с разделением труда в соответствии с квалификацией рабочих и с полной загрузкой каждого рабочего, своевременная выдача нарядов и распределение рабочих по местам. Задание на каждый день разъясняется бригаде и вместе с ней вырабатывается порядок его выполнения.

По общим правилам укладки бетона, относящимся ко всем типам сооружений, требуется, чтобы укладка жесткого и пластичного бетона производилась с применением вибраторов. Ручное уплотнение бетона допускается лишь при малых объемах работ и при очень пластичном бетоне , употребляемом для бетонирования тонких стенок с густой арматурой.

Галереи магистральных транспортеров, помещения, предназначенные для бетононасосов, нужно утеплять и отапливать, а распределительные транспортеры заключать в утепленные короба.

Бетоновозы, а также хоботы и виброхоботы, находящиеся на открытом воздухе, следует утеплять войлоком или шлаковатой с покрытием пергамином или толем и утеплитель закреплять проволокой.

Перед началом работ бетоновозы необходимо отогревать паром или горячим воздухом. Подготовка основания и укладка бетонной смеси. Метод укладки бетонной смеси должен исключать возможность замерзания бетона в контактном слое с основанием и деформации последнего в процессе твердения бетона в конструкции.

Мерзлые пучинистые грунты следует отогревать до положительной температуры на глубину не менее 50 см и защищать от промерзания до укладки бетонной смеси. Кроме того, уложенный бетон до приобретения им необходимой прочности необходимо предохранять от замерзания.

На мерзлые непучинистые грунты или каменное (бетонное) основание, очищенное от снега, наледи, грязи и цементной пленки, бетонную смесь укладывают без предварительного прогрева основания. Основание отогревают на глубину 30 см, если по расчету не удается обеспечить незамерзаемость бетона в контакте с основанием.

B. Основание и укладка бетонной смеси

При выдерживании бетона без искусственного прогрева температура основания не должна быть ниже -10, -15° С, а температура бетонной смеси должна обеспечивать незамерзаемость контактного слоя. Для этого необходимо применять бетонную смесь с положительной температурой (не ниже 15-25° С) и производить укладку бетона слоями с интенсивностью 40 см/ч.

Укладка бетонной смеси на неотогретое основание с температурой от -15 до -25° С допускается при условии выдерживания бетона с искусственным прогревом и интенсивностью укладки слоями по 30 см/ч.

Холодные элементы сооружений (замерзшие бетонные, каменные и другие конструкции), с которыми будет соприкасаться вновь укладываемый бетон, должны быть предварительно отогреты до расчетной температуры укладываемой бетонной смеси, а после ее укладки тщательно утеплены. Отогрев элементов производят также на глубину не менее 30 см. Это требование на производство работ с применением бетонов, содержащих противоморозные добавки, не распространяется.

Оттаивание основания и соприкасающихся элементов можно выполнять: в местных тепляках из брезента, полиэтилена, фанеры, обогреваемых печами сопротивления или воздухоподогревателями, работающими на любом топливе; электропрогревом при помощи вертикальных или горизонтальных электродов.

C. Прогрев арматуры

Действующими нормативными документами оттаивание мерзлых грунтов поливкой горячей водой или растворами хлористых солей, а также пуском пара в котлован на поверхность грунта не допускается.

Опалубку и арматуру перед бетонированием очищают от снега и наледи струей горячего воздуха под брезентовым или полиэтиленовым укрытием с высушиванием поверхностей. Снимать наледь с помощью пара и горячей воды запрещается.

При температуре наружного воздуха ниже -10° С арматура диаметром более 25 мм и массивные металлические закладные детали (балки, жесткая арматура, трубы и т. д.) должны быть прогреты перед бетонированием до температуры 5° С.

Прогрев арматуры удобно производить индукционным методом. Перед укладкой бетонной смеси на очищенное и прогретое каменное или бетонное основание следует нанести слой подогретого цементного раствора толщиной 1-1,5 см того же состава, что и раствор бетона. Промывка поверхности основания цементным молоком и припудривание цементом не допускаются.

Все открытые поверхности укладываемого бетона после окончания бетонирования, а также на время перерывов в бетонировании должны утепляться.

К укладке бетонной смеси с противоморозными добавками хлористых солей предъявляются дополнительные требования.

D. Послойное бетонирование

Дополнительные требования: грунтовое основание под полы промышленных зданий, покрытия дорог и т. п. необходимо уплотнять до той же степени, что и в летнее время; укладывать смесь можно на промерзшие непучинистые основания, уложенные и уплотненные в летнее время (желательно устраивать основания из песчаных или супесчаных грунтов).

Выравнивать основания перед укладкой бетонной смеси необходимо сухим или талым песком с тщательным уплотнением насыпаемого слоя; до укладки холодного бетона в дорожные покрытия, одежды откосов и т. п. необходимо удалять пучинистый грунт и тщательно уплотнять поверхность во избежание последующих просадок и повреждений конструкций.

Места соприкосновения со вновь укладываемым бетоном необходимо тщательно очищать от снега и льда, но обогревать не следует; в случае загустения бетонную смесь до укладки в конструкцию следует интенсивно перемешивать; при бетонировании армированных конструкций необходимо следить за соблюдением толщины защитного слоя.

Послойное бетонирование массивных монолитных конструкций надлежит вести так, чтобы температура бетона в уложенном слое до перекрытия его следующим слоем не падала ниже предусмотренной расчетом.

Температура воздуха, соприкасающегося с бетоном, укладываемым в отапливаемом пространстве, должна быть не ниже 5° С.

Общие сведения. Перед началом бетонирования проверяют соответствие опалубки проекту, положение арматуры, закладных деталей, геометрические размеры опалубки, ее прочность и устойчивость, наличие приспособлений для безопасного и удобного ведения работ. Результаты проверки оформляют актом.

При укладке бетона на естественное основание проверяют правильность устройства подготовки основания.

Непосредственно перед бетонированием очищают опалубку от грязи и мусора, ликвидируют все зазоры и неплотности опалубки. За час до укладки бетона деревянную опалубку обильно смачивают, а металлические щиты смазывают специальными составами. Еще раз проверяют положение арматуры и приступают к укладке бетонной смеси. Массивные и протяженные бетонные и железобетонные конструкции бетонируют отдельными сопрягаемыми между собой участками. Такой участок называется блоком или картой бетонирования. Разбивают бетонируемую конструкцию на участки по конструктивным или технологическим признакам. Например, конструкцию плотины гидротехнического сооружения разбивают на температурные блоки.

Пространство между отдельными участками называют деформационными швами. Деформационные швы подразделяют на осадочные, температурные и усадочные.

Осадочные швы предназначены для отделения одних конструкций от других. Например, фундамент под оборудование отделяют от бетонного пола швом толщиной 7… 10 мм, чтобы нагрузка от оборудования не передавалась элементам пола.

Температурные швы предназначены для компенсации расширения или сжатия сооружений и конструкций при повышении или понижении температуры (например, при устройстве дорожных и аэродромных покрытий и т. п.) Расстояние между температурными швами и ширину швов определяют путем расчета.

Усадочные швы устраивают при возведении массивных и протяженных конструкций для предотвращения трещинообразо-вания при усадке твердеющего бетона.

Деформационные швы заполняют легко деформируемыми материалами (резинобитумными, битумно-полимерными мастиками, тиоколовыми герметиками).

При бетонировании конструкций неизбежны технологические перерывы (окончание смены, перерывы в доставке бетона, установка арматуры и др.). В этих случаях устраивают рабочие швы. Рабочим швом называется плоскость, по которой к ранее уложенному бетону прилегает свежеуложенный. В отличие от деформационных рабочие швы исключают перемещение стыкуемых поверхностей относительно друг друга и не должны снижать несущей способности конструкции. Расположение рабочих швов определяется проектом производства работ и указывается в рабочих чертежах. Местоположение рабочего шва назначается таким образом, чтобы в меньшей степени уменьшилась несущая способность конструкции. Так, при бетонировании колонн рабочие швы можно устраивать по высоте колонны на уровне верха фундамента, у низа балок, опирающихся на колонны, а также у низа подкрановых консолей.

При устройстве монолитных ребристых перекрытий рабочие швы устраивают в сечениях, где меньший изгибающий момент, т. е. нагрузки на конструкцию минимальны. Такие сечения расположены на расстоянии 1/3 от промежуточных опор (колонн) в одну и другую сторону. Бетонирование осуществляют параллельно балкам или прогонам.

В балках, прогонах и плитах рабочий шов располагают вертикально. Шов устраивают путем установки деревянного щита с прорезями для арматуры.

При перерыве в бетонировании более 2 ч возобновляют укладку только после набора прочности бетоном не менее 1,5 МПа. При прочности ниже 1,5 МПа дальнейшая укладка приведет к разрушению структуры ранее уложенного бетона в результате динамического воздействия вибраторов и других механизмов.

Рис. 1. Расположение рабочих швов при бетонировании: а-в - колонны, г - перекрытия при бетонировании в направлении, параллельном балкам, д - то же, перпендикулярно балкам; 1 - прогоны, 2 - балки, /-/….IV-IV- места возможных рабочих швов

Перед возобновлением бетонирования очищают поверхность бетона от пыли, грязи и строительного мусора.


Рис. 2. Устройство рабочих швов: а - в плитах, б, в, г - в стенах; 1-доска, 2- перегородка в опалубке стены, 3- медная гофрированная полоса

Фундаменты под оборудование и конструкции с динамическим режимом работы (опоры ЛЭП, фундаменты турбомашин, кузнеч-но-прессового оборудования, телебашен и др.), которые совершают колебания и передают их фундаментам, бетонируют непрерывно независимо от их размеров. Фундаменты, рассчитанные на статическую нагрузку, можно бетонировать с перерывами.

Укладывают бетонную смесь горизонтальными слоями, причем она должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным деталям сооружения. Слои укладывают в одном направлении и одинаковой толщины.

Толщину бетонируемого слоя устанавливают из расчета глубины вибрационной проработки: 30…50 см при ручном вибрировании и до 100 см при использовании навесных вибраторов и вибропакетов.

При возведении массивных конструкций рекомендуется ступенчатое бетонирование. Продолжительность укладки каждого слоя не должна превышать время схватывания в предыдущем слое. В каждом конкретном случае время укладки и перекрытия слоев назначает лаборатория с учетом температурных факторов и характеристик смеси.

При уплотнении укладываемого слоя глубинный вибратор должен проникать на 10… 15 см в ранее уложенный слой и разжижать его. Этим достигается более высокая прочность стыкового соединения слоев. Если при погружении вибратора в ранее уложенный слой образуются незаплывающие трещины, что свидетельствует об образовании кристаллизационной структуры бетона, то прекращают бетонирование и устраивают рабочий щ0в

При бетонировании сооружений систематически очищают арматуру, опалубку и закладные детали от налипшего раствора и предохраняют бетонную смесь от осадков.

Массивные конструкции бетонируют с использованием железобетонной опалубки, разборно-переставной из унифицированных элементов или блок-форм. Опалубочные панели большой площади, так же как и арматурные каркасные панели, монтируют с помощью кранов. Их крепление должно быть надежным и выдерживать технологические нагрузки от бетонной смеси, машин, механизмов и ручного инвентаря. Смонтированную и подготовленную к бетонированию опалубку принимают по акту.

Площадь бетонирования расчленяют на блоки. При послойном бетонировании в каждом блоке имеется три зоны: подачи, разравнивания и уплотнения бетонной смеси. Каждую зону обслуживает определенное число механизмов. Ведущим процессом, определяющим скорость бетонирования, является уплотнение. Кроме того, необходимую скорость бетонирования определяют также из условия, что каждая предыдущая порция бетонной смеси должна быть перекрыта последующей с проработкой вибрированием до начала схватывания бетона в обеих порциях.

С учетом толщины укладываемых слоев на внутренних щитах опалубки обозначают места укладки и уровень поверхности каждого слоя и расстояния между каждой порцией в ряду.

Подача бетонной смеси в массивные фундаменты осуществляется бетононасосами, пневмотранспортом, виброхоботом, ленточными конвейерами, автотранспортом, а также бадьями с помощью кранов.

При ступенчатом бетонировании сначала укладывают первый слой, затем второй и т. д. Ширина разрыва между каждым слоем 4…5 м. Зоны подачи, разравнивания и уплотнения последовательно переходят со слоя на слой. Например, при бетонировании массивов гидротехнических сооружений применяют технологию укладки бетонной смеси слоями толщиной 0,8… 1 м с использованием малогабаритных электрических тракторов 7, на которые навешивают комплект глубинных вибраторов (рис. 115, а). Смесь уплотняют полосами шириной до 2,5 м при скорости перемещения трактора 1… 1,5 м/мин. Смесь подают с эстакады через приемный бункер 2 и виброхобот 3 в бетоновоз 4, а из него разгружают на полосу бетонирования. Разравнивают слой бульдозером 6, нож которого навешивают на малогабаритный трактор, а уплотняют навешенным на другой такой же трактор пакетом глубинных вибраторов.

При больших объемах работ используют 2…3 трактора, которые перемещаются, перекрывая полосы бетонирования на 0,3…0,5 м.

В гидротехническом строительстве широко применяют самоходные электрические манипуляторы, на стрелы которых навешивают плоские или объемные пакеты вибраторов. Манипуляторы перемещаются по свежеуложенной бетонной смеси и уплотняют слои толщиной более 1 м. Использование пакета мощных вибраторов позволяет уменьшить потребность в подъемно-транспортных средствах и обслуживающем персонале.

При бетонировании блоков в бетонной опалубке используют козловые и башенные краны. Рельсовый путь козлового крана располагается на железобетонных стенах, выполняющих роль опалубки. Подают смесь бадьями 12, а уплотняют ее пакетом вибраторов. По окончании бетонирования блока или секции козловой кран перемещают на новую захватку, и процесс повторяется.

При использовании башенных кранов зона бетонирования в зависимости от радиуса действия стрелы крана составляет 10…30 м. Башенный кран располагают в соседнем ранее забетонированном блоке. Бетонную смесь подают бадьями, а уплотняют пакетом мощных вибраторов, навешиваемых на крюк крана. Бетонируют послойно (толщиной слоя до 1 м).

Высота ступенчатых фундаментов под колонны промышленных зданий в зависимости от глубины их заложения может достигать 3 м и более.

При высоте фундаментов до 3 м их бетонируют слоями. Первоначально заполняют опалубку ступенчатой части фундамента. Бетонную смесь подают бадьями или бетононасосом с рабочего настила. Каждый слой прорабатывают вибраторами. Открытые поверхности ступеней защищают щитами, что исключает утечку смеси, особенно при ее вибрировании. Затем продолжают укладку бетонной смеси в подколонник.

При высоте фундамента более 3 м в опалубку ступеней подают бетонную смесь из бадьи, а в опалубку подколенника- звеньевым хоботом.

Бетонируют слоями или непрерывно с обязательным вибрационным уплотнением каждого слоя ручными вибраторами.

Бетонная смесь при уплотнении оказывает большое гидростатическое давление на стенки опалубки, поэтому элементы опалубки должны быть укреплены во избежание перемещений и деформаций. Свежеуложенная бетонная смесь в начальный период твердения дает некоторую осадку. Если провести бетонирование фундамента сразу на всю высоту, то в зоне перехода ступенчатой части в подколонник возможно образование усадочных трещин, что снизит несущую способность и долговечность фундамента. Поэтому по окончании бетонирования ступеней устраивают технологический перерыв для набора прочности бетоном и некоторой его осадки. Затем бетонируют подколонник.

Закончив цикл бетонирования, открытые поверхности бетона заглаживают мастерками или лопатами. Размеры бетонируемого фундамента и его положение в плане должны соответствовать проектным, поэтому перед бетонированием тщательно проверяют соответствие осевых рисок осям фундаментов, правильность установки и крепления элементов опалубки, положение арматурного каркаса, опалубки стакана фундамента и его высоты установки. Ориентиром для укладки смеси служат маячные риски, которые наносят несмываемой краской на внутренние стенки опалубки.


Рис. 3. Схема бетонирования массивов гидротехнических сооружений: а - уплотнение слоев смеси пакетом вибраторов, установленных на тракторе, б - то же, манипулятором с пакетом вибраторов, в, г - то же, с использованием башенного и козлового кранов; 1 - автосамосвал, 2-бункер, 3-виброхобот, 4-бетоновоз, 7 РазгРУзка бетона, 6 - разравнивание электробульдозером, 7 - уплотнение пакетом вибраторов на электротракторе, 8 - манипулятор, 9 - б ашенный кран, 10 - козловой кран, 11 - пакет вибраторов, 12 - бадья с бетонной смесью


Рис. 4. Схемы бетонирования ступенчатых фундаментов: 1 - опалубка фундамента, 2 - бадья с бетонной смесью, 3 - рабочий настил с ограждением, 4 - вибратор, 5- звеньевой хобот

Обычно на строительной площадке возводят одновременно целую группу фундаментов, поэтому вопросы организации труда при выполнении опалубочных и бетонных работ имеют первостепенное значение.

Современное производство основано на поточной организации работ, когда выполнение работ по отдельным процессам производится со сдвигом во времени на некоторый срок, называемый шагом потока. Этот прием позволяет снизить сроки возведения конструкций и повысить качество за счет узкой специализации работ и комплексной механизации. Так, при возведении фундаментов можно выделить три потока. Первый поток - армирование фундаментов, второй - установка опалубки, третий - бетонирование.

Арматурные каркасы и щиты опалубки доставляют автотранспортом. Разгружают и монтируют их с помощью автомобильного крана. Транспортируют бетонную смесь автобетоносмесителями и автобетононасосом.

Сначала звено из 2…3 человек монтирует арматурные каркасы. С отставанием в 1…2 смены другое звено устанавливает опалубку. С отставанием в 2…3 смены от первого начинают бетонирование. Звено, устанавливающее опалубку, производит также распалубку.

Ведущий процесс в устройстве фундаментов - процесс бетонирования, поэтому число рабочих в каждом потоке рассчитывают таким образом, чтобы их работа не отставала и не опережала работы ведущего потока. При ритмичных поточных процессах время работы звеньев на каждом процессе должно быть одинаковым.

Рис. 5. Схема поточного производства работ при устройстве монолитных фундаментов стаканного типа: 1 - автомобильный кран, 2-арматурные каркасы, 3 - опалубочные блоки, 4 - автобетоносмеситель, 5 - автобетононасос

Для организации поточной работы весь объект разбивают на захватки. Захваткой может служить пролет, часть пролета или фундаменты одной оси. Каждое звено, выполнив работы на одной захватке, переходит на другую, а его место занимает звено следующего потока. Таким образом, последовательно переходя с захватки на захватку, выполняют весь объем работ.

При расчете потока следует учитывать сроки распалубки фундаментов, так как они определяют общую продолжительность работ и необходимое число комплектов опалубки. Для сокращения сроков распалубки применяют методы ускоренного твердения бетона (например, разогрев смеси перед укладкой, термоактивную опалубку, внесение добавок).

Для возведения монолитных железобетонных ленточных фундаментов используют различные механизированные комплексы. Производство работ начинают с разбивки осевых линий и определения высотных отметок. Затем производят армирование фундаментов путем укладки арматурных сеток подошвы фундаментов с помощью стрелового пневмоколесного крана. Арматурные сетки с приобъектного склада подают к месту укладки. Перед их установкой на них размещают фиксаторы для создания защитного слоя бетона. Фиксаторы устанавливают в шахматном порядке с шагом 1 м. Арматурные сетки устанавливают на заранее выполненное бетонное основание толщиной 8…10 см.

После укладки сеток устанавливают арматурные каркасы, которые выверяют, рихтуют и временно закрепляют с помощью фиксаторов, оттяжек или подкосов. Затем производят сваривание стержней арматурных каркасов с сеткой подошвы фундамента.

После окончательного закрепления каркасов временные крепежные устройства снимают.

Затем приступают к установке опалубки. Используется щитовая опалубка, которая собирается из отдельных щитов в укрупненные панели. Эта операция выполняется на специальной площадке 9 в зоне действия крана. Монтаж опалубки производят после окончательного закрепления арматурных каркасов в проектное положение. Сначала устанавливают и закрепляют опалубку ступенчатой части фундамента, затем опалубочные панели стен. Для обеспечения геометрической неизменяемости конструкций используются специальные средства: подкосы, струбцины и стяжки. Для объединения щитов применяют продольные схватки.

Бетонирование ведется захватками длиной 10…12 м. Первоначально укладывают бетонную смесь в ступенчатую часть фундамента, а затем после набора прочности более 1,5 МПа приступают к укладке бетона в стены. Наиболее производительным и менее трудоемким является подача и укладка бетонной смеси автобетононасосами. Бетонная смесь доставляется в автобето-смесителях, из которых выгружается в приемный бункер автобетононасоса, откуда по бетоноводу смесь подается в опалубку. Укладку производят слоями толщиной 40…50 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.

Автобетононасос по мере выполнения работ на захватке перемещается по верху котлована на следующую стоянку. Стрела автобетононасоса с манипулятором имеет радиус действия 17 м, что позволяет с одной стоянки укладывать смесь в любую точку опалубки на расстоянии, не превышающем вылета стрелы. После укладки бетонной смеси на захватке производят перебазирование автобетононасоса на новую стоянку. Затем цикл повторяется.

Технологическая схема установки арматурных каркасов приведена на рис. 118, б, монтажа опалубочных щитов - на рис. 118, в. Процесс укладки бетонной смеси схематически изображен на рис. 118, г.

Выполнение всех видов работ осуществляется поточным способом, что обеспечивает ритмичное строительство. Комплект опалубки принимается таким образом, чтобы его было достаточно для непрерывного ведения работ. После укладки бетонной смеси на первой и второй захватках демонтируют опалубку с первой захватки и устанавливают на третьей. Затем демонтируют опалубку со второй захватки и устанавливают на четвертую и т. д. Распалубливание фундаментов производят после достижения бетоном распалубочной прочности. Демонтаж опалубки осуществляют в последовательности, обратной монтажу. Панели щитов разъединяют, освобождают от стяжек и домкратами отрывают от бетона. Затем с помощью крана панели снимают и перемещают на рабочее место для очистки и смазки. После этого демонтируют ступенчатую часть фундамента.

При выполнении работ следует особое внимание уделять правильности расположения опалубочных щитов относительно осевых линий, проектному размещению арматурных каркасов, соблюдению высотных отметок, обеспечению устойчивости опалубки, а также выполнению всех правил безопасного ведения работ.

Подготовки, полы и фундаментные плиты. Бетонные подготовки под полы укладывают на заранее спланированные участки основания в виде уплотненного грунта или щебеночного покрытия. При транспортировании бетона бетононасосами используют смеси с осадкой конуса 5…6 см, а при подаче бетона бетоновозами используют малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 0…2 см.

Площадь бетонирования разбивают на полосы шириной 3…4 м. Устанавливают маячные направляющие доски. Верхняя грань доски должна находиться на уровне поверхности бетонной подготовки. Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза или подают с помощью бетононасоса, частично разравнивают вручную, а затем уплотняют виброрейками. Полосы бетонируют через одну, причем промежуточные - после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос маячные доски снимают.

Рис. 6. Схема устройства ленточных фундаментов: а - план объекта со схемами движения крана и автобетононасоса, б - схема монтажа арматурных блоков, в - схема монтажа панелей опалубки, г - бетонирование ленточного фундамента; 1 - арматурные сетки ступенчатой части фундамента, 2 - пнев-моколесный кран, 3-арматурный каркас, 4 - опалубочные щиты, 5 - ступенчатая часть фундамента, 6-автобетононасос, 7-автобетоносмеситель, 8 - зона складирования арматурных изделий, 9 - площадка для укрупнительной сборки щитов, чистки и смазки опалубки; СТ-положение стоянок стрелового крана и автобетононасоса

При бетонировании фундаментных плит, днищ резервуаров, отстойников и других конструкций толщиной 0,15… 1 м с густым армированием способы укладки и уплотнения бетона определяют с учетом их конструктивных особенностей. Фундаментные плиты большой площади разбивают на блоки бетонирования или карты. При большой толщине плит карты принимают шириной 5…10 м, оставляя между ними разделительные полосы шириной 1…Ц5 м. По краям блоков устанавливают деревянную опалубку.

Бетонную смесь подают кранами в бадьях или бетононасосом в направлении к ранее уложенному бетону. Карты бетонируют подряд одну за другой в один слой с использованием ручных или механизированных вибраторов. Выравнивают специальными гладилками.

При бетонировании плит и покрытий из подвижных смесей используют заглаживающее устройство (рис. 121), которое состоит из двух пустотелых валиков 1, соединенных между собой кронштейном 2. Поверхность валиков обтянута сеткой с ячейкой 10X10 мм. К оси одного из валиков крепится рукоятка 3. При возвратно-поступательном перекатывании устройства поверхность бетона выравнивается и становится гладкой и однородной.

Для заглаживания поверхностей из малоподвижных бетонных смесей применяют гладилки, полутерки, кельмы, скребки различной конструкции.

Стены и перегородки. Особенность бетонирования стен и перегородок зависит от их толщины и высоты, а также вида опалубки, используемой для их возведения.

При возведении стен в разборно-переставной опалубке бетонируют участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 0,5 м при слабом армировании укладывают бетонную смесь с осадкой конуса 4…6 см. При длине более 20 м стены делят на участки по 7…10, и на границе участков устанавливают деревянную разделительную опалубку. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями, виброжелобами, бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы. Бетон укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3…0,4 м с обязательным вибрированием смеси.


Рис. 7. Технологическая схема устройства бетонных покрытий из подвижных бетонных смесей: 1- автобетоносмеситель, 2 - вибратор, 3 - маячная доска, 4 - опоры для маячных досок, 5 - виброрейка, 6-вакуумные маты, 7-всасывающий рукав, 8 - дисковая затирочная машина СО-ЮЗ, 9 - заглаживающая машина СО-170, 10- вакуумный агрегат, 11-пульт управления, 12 - контейнер для хранения и перевозки матов, 13- промывочная ванна

Рис. 8. Заглаживающее устройство:

Рис. 9. Технологические схемы бетонирования стен толщиной 0,5 и высотой более 3 м (а), тонких стен (б) и послойное бетонирование стен с подачей смеси бетононасосами (в): 1 - опалубка, 2 - звеньевой хобот с воронкой, 3-вибратор с гибким валом, 4- шланг бетононасоса, 5 - разделительная опалубка, 6 - ранее забетонированный участок стены, 7 - наружный щит опалубки, 8-арматурный каркас, 9 - бадья с бетоном, 10 - направляющий щит, 11 - подмости для рабочих

Подавать смесь в одну точку не рекомендуется, так как при этом образуются наклонные рыхлые слои, снижающие качество поверхности и однородность бетона. В процессе бетонирования следят за положением арматуры и предотвращают ее смещение от проектного положения. Возобновляют бетонирование на еле-дующем по высоте участке после устройства рабочего шва и набора прочности бетона не менее 0,15 МПа.

В тонкие и густоармированные конструкции стен и перегородок укладывают более подвижные бетонные смеси (6… 10 см). При толщине стены до 0,15 м бетонирование ведут ярусами высотой до 1,5 м. С одной стороны опалубку возводят на всю высоту, а со стороны бетонирования - на высоту яруса. Это позволяет обеспечить удобство работы. Забетонировав первый ярус, наращивают опалубку следующего и т. д.

При возведении монолитных конструкций стен в крупнощитовой опалубке до начала бетонирования очищают опалубку от мусора и цементного раствора, проверяют положение каркасов, состояние оборудования, инвентаря и приспособлений, применяемых при укладке бетонной смеси.

Подают бетонную смесь к месту укладки автобетононасосом. При подаче на большую высоту автобетононасос подключают к магистральному бетоноводу. Для распределения бетонной смеси в опалубке предусматривают гибкие резиновые рукава длиной до 8 м. Начинают бетонировать с наиболее удаленного участка, что позволяет по мере освобождения постепенно демонтировать линию бетоновода.

Стены бетонируют участками, заключенными между дверными или оконными проемами. Смесь укладывают толщиной 30…40 см с обязательным вибрированием глубинными вибраторами.

При бетонировании наружных стен в объемно-переставной и крупнощитовой опалубках особое внимание уделяют качеству уплотнения подоконных участков. Для этой цели в верхней и нижней стенках проемообразователей предусмотрены отверстия, в которые пропускается вибратор (рис. 10). В нижнее отверстие устанавливается вставка, которая служит направляющей для вибратора. Она после окончания бетонирования и демонтажа опалубки извлекается. Верхнее отверстие после вибрирования закрывается пластиной 2. Особенно тщательно следует уплотнять бетонную смесь непосредственно у стенок опалубки, у дверных и оконных проемообразователей и вкладышей, в углах стен. Это повышает надежность конструкций, снижает трудозатраты на ликвидацию наплывов и усиление непро-работанных участков бетона. Получение плотных сопряжений внутренних и наружных стен повышает несущую способность здания.

Стены резервуаров, опускных колодцев и других подобных сооружений бетонируют слоями толщиной 0,4…0,5 м, равномерно распределяя бетон по всему периметру. Уложенный бетон уплотняют глубинными или навесными вибраторами. Слои бетона укладывают непрерывно один за другим.

При возведении стен в скользящей опалубке перед бетонированием подготавливают запас необходимых материалов (заготовок арматуры, закладных деталей, утеплителей, домкратных стержней и т. п.), средства механизации для транспортирования материалов и полуфабрикатов, надежное электроснабжение объекта, сварочное оборудование, средства для горизонтального перемещения бетона, арматуры и закладных деталей.

Рис. 10. Схема уплотнения бетонной смеси под оконными проемообразователями:
1 - наружная панель опалубки, 2 - пластина, 3-верхнее отверстие, 4, 5 - проемообразователь, 6 - внутренняя панель блочной опалубки, 7 - гибкий шланг, 8-вставка, 9- рабочая часть вибратора

Сначала бетонируют опорный ярус высотой 70…80 см. Бетон укладывают по периметру здания или сооружения слоями толщиной 30…40 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном прочности 1,5…2 МПа плавно поднимают опалубку со скоростью 20…30 см/ч с одновременной укладкой слоя бетона толщиной 20…30 см. Скорость подъема опалубки назначают из условия набора прочности и твердения бетона. С учетом времени доставки и перегрузок бетонную смесь приготовляют на цементах с началом схватывания не менее 3 ч.

Бетон подают к месту укладки кранами в бадьях, а непосредственно к скользящей опалубке - мото- и ручными тележками, откуда его загружают в пространство между щитами опалубки, но наиболее эффективно использовать бетононасосы, что позволяет снизить трудоемкость и повысить качество работ.

Начальный период подъема опалубки наиболее ответственный. Требуется тщательно контролировать сохранение геометрических размеров опалубки, предотвращать оплыв бетона, деформации и потери устойчивости опалубки. Бетонную смесь равномерно укладывают по периметру опалубки слоем 20…30 см. Каж-дыи последующим слои укладывают до схватывания ранее уложенного.

Выходящий из-под опалубки бетон должен сохранять свою форму и обладать прочностью, достаточной для воспринятия нагрузок от вышележащих слоев. В то же время его прочность не должна быть более 1,5…2 МПа, так как в этом случае сцепление щитов опалубки с бетоном возрастает и при ее подъеме в бетоне могут образоваться разрывы. Поэтому перерывы между подъемами опалубки не должны превышать 8… 10 мин. При вынужденных более длительных перерывах для предотвращения сцепления бетона со щитами переводят гидродомкраты в режим работы «шаг на месте». Перед возобновлением бетонирования щиты опалубки и поверхность ранее уложенного бетона смачивают водой.

При уплотнении бетона вибраторы не должны касаться частей опалубки, так как передача ей колебаний может вызвать разрушение ранее уложенных слоев, имеющих недостаточно высокую прочность. Режим вибрационного воздействия зависит от вида используемого бетона. Так, при возведении наружных стен из бетонов на керамзитовом или перлитовом гравии требуется менее интенсивная вибрация. В этих случаях целесообразно использовать ручные механические или пневматические вибраторы с пониженной частотой (20…30 Гц) и увеличенной амплитудой. При использовании малоподвижных и умеренно жестких бетонных смесей на плотных заполнителях применяют вибраторы с частотой колебаний 100…200 Гц.

Особое внимание уделяют процессу уплотнения бетонных смесей с пластификаторами. Вследствие высокой подвижности таких смесей вибрационное воздействие должно быть кратковременным и с пониженной частотой колебаний (15…20 Гц), так как воздействие интенсивной вибрацией приведет к нарушению структуры бетона.

Для получения высокого качества поверхностей стен и предотвращения трещинообразования в свежем бетоне наружные и внутренние щиты опалубки должны иметь технологический уклон из расчета 4…5 мм на 1 м высоты опалубки. Такой уклон обеспечивает снижение сцепления между опалубкой и бетоном и предотвращает образование трещин в бетоне.

Возведение здания в скользящей опалубке - комплексный процесс, который включает в себя работы по армированию конструкций, наращиванию домкратных стержней, установке закладных деталей, оконных и дверных блоков или вкладышей, устройству специальных ниш, уходу за бетоном и др. Перечисленные работы должны быть увязаны во времени. Так, армирование стен не должно ни опережать укладку бетона, ни отставать от нее. Домкратные стержни следует наращивать по мере подъема опалубки. Вкладыши для образования проемов должны быть установлены до монтажа арматурных каркасов.

Каждый вид работ выполняет специализированное звено, а весь процесс - комплексная бригада. При этом соблюдают строгую технологическую последовательность ведения работ. Так как ведущими являются работы по укладке и уплотнению бетонных смесей, то принятой скорости бетонирования подчиняются все остальные процессы.

Для поточного ведения работ все здание разбивают на захватки. На каждой из них ведется определенный технологический процесс. По мере выполнения работ звено рабочих переходит с захватки на захватку, предоставляя другому звену фронт работ. Особое внимание уделяют состоянию средств механизации, так как выход из строя одного из механизмов приводит к нарушению ритма всего потока.

Бетононасосом бетонную смесь подают по бето-новоду к манипулятору, расположенному на рабочей площадке. Манипулятор снабжен стрелой, которая обеспечивает подачу смеси в любую точку опалубки. По мере возрастания высоты здания бетоновод удлиняют дополнительными звеньями.


Рис. 11. Схема возведения здания в скользящей опалубке: 1 - башенный кран, 2 - гидродомкрат, 3 - манипулятор, 4 - рабочая площадка, 5 -стрела манипулятора, 6 - скользящая опалубка, 7 - бетоновод, 8- бетононасос

Для подъема арматуры, домкратных стержней, закладных деталей, вкладышей и других материалов и конструкций используют башенный кран 1 с вылетом стрелы, обеспечивающим проведение этих работ на всей площадке здания. Башенный кран используют также при демонтаже опалубки.

Ответственный этап при возведении зданий в скользящей опалубке - устройство перекрытий. Перекрытия устраивают снизу вверх или сверху вниз. В первом случае их возводят с отставанием от бетонирования стен на 2…3 этажа; сразу после бетонирования стен на высоту этажа, после бетонирования стен на всю высоту здания.

После возведения стен на 2…3 этажа бетон приобретает прочность, позволяющую возводить перекрытие. Для устройства перекрытий используют разборно-переставную опалубку из щитов небольшого размера. Щиты 2 опалубки (рис. 125, а) устанавливают на раздвижные ригели /, расположенные на телескопических стойках. Стойки опираются на перекрытие 5 нижележащего этажа. После установки щитов перекрытие армируют, а затем бетонируют. Для обеспечения монолитного сопряжения перекрытия со стеной в стенах при бетонировании оставляют горизонтальные штрабы 3 (полости), в которые пропускают арматуру перекрытия. После приобретения бетоном перекрытия распалубочной прочности опалубку демонтируют: сначала ослабляют телескопические стойки, затем удаляют поочередно ригели и отрывают щиты опалубки.

Аналогично бетонируют перекрытие сразу после возведения стен на высоту этажа.

Если перекрытие бетонируют после возведения стен на всю высоту здания, то чаще используют разборно-переставную опалубку в комплекте с поддерживающими элементами в виде телескопических стоек, ригелей, кронштейнов. Опалубка состоит из набора унифицированных элементов щитов 2 различных типоразмеров: плоских, угловых, криволинейных. Набор плоских и угловых щитов позволяет собирать блоки опалубки для бетонирования ячеек перекрытия с размерами 4,2…7,2 м по длине и 2,7…7,2 м по ширине. Щиты опалубки располагают на ригелях 1 с телескопическими стойками и домкратами. Опалубка в зависимости от ширины перекрытия может иметь две, три и четыре телескопические стойки с наклонным или вертикальным опиранием в углы сопряжения перекрытия со стеной.

Опалубку перекрытия опирают на возведенные стены с помощью кронштейнов. Для этого при бетонировании в стены закладывают металлические трубы, через отверстия которых пропускают болты для крепления кронштейнов. На кронштейны укладывают ригели с телескопическими стойками, а по ним - балки, на которых располагают щиты опалубки. Выверяют положение опалубки с помощью винтов, расположенных на телескопических стойках. Для распалубки винты телескопических стоек опускают вниз, балки 8 со щитами 2 отрывают от бетона. Затем опалубку разбирают и устанавливают на новом месте.

Рис. 12. Схемы устройства опалубки перекрытий

Бетонирование перекрытий после возведения стен здания на всю высоту осуществляют сверху вниз с использованием подвесных подмостей на жестких подвесках. С внутренних сторон стен устанавливают крюки или кронштейны, на которые вдоль стен укладывают деревянные или металлические балки. На балки опирают опалубку на подвесных подмостях. После выверки проектного положения армируют и бетонируют плиту. При разборке опалубки сначала извлекают опорные балки 8, затем кронштейны 7, отрывают опалубку от бетона и опускают ее для устройства нижележащего перекрытия. Бетонную смесь подают через отверстия в стенах (оконные или дверные проемы), а также через технологические проемы, оставляемые в плитах перекрытия (например, лифтовые шахты).

В некоторых случаях используют сборные железобетонные перекрытия, которые предварительно складируют в виде пакета на уровне первого этажа и после возведения стен устанавливают соответственно с верхнего перекрытия до нижнего.

Колонны, балки, плиты. Наиболее массовыми конструкциями, возводимыми в монолитном железобетоне, являются колонны сечением 0,4X0,4…0,6X0,8 м, балки и плиты длиной 6…18 м. В зависимости от требуемой несущей способности они могут быть слабо и сильно армированы. Конструкции с густым армированием бетонируют смесью с осадкой конуса 6…8 см и крупностью заполнителя до 20 мм, со слабым армированием - смесью с осадкой конуса 4…6 см и крупностью заполнителя до 40 мм.

Колонны высотой до 5 м бетонируют непрерывно на всю высоту. Бетонную смесь загружают сверху с помощью бадьи или гибкого хобота манипулятора бетоновода и уплотняют глубинными вибраторами.

Если высота колонн более 5 м, смесь подают через воронки по хоботам, а уплотняют навесными или глубинными вибраторами. При использовании глубинных вибраторов в опалубке устраивают специальные окна с карманами 8, через которые уплотняют и подают бетонную смесь.

Иногда для подачи бетонной смеси опалубку колонн выполняют со съемными щитами, которые устанавливают после бетонирования первого яруса.

Балки и плиты, монолитно связанные с колоннами, бетонируют не ранее чем через 1…2 ч по окончании бетонирования колонн. Такой перерыв необходим для осадки бетона, уложенного в колонны. В густоармированные балки укладывают подвижную бетонную смесь с осадкой конуса 6…8 см. Балки высотой более 0,8 м бетонируют отдельно от плит с устройством горизонтального рабочего шва на уровне низа плиты. Плиты перекрытия бетонируют в направлении, параллельном главным или второстепенным балкам.

Рис. 13. Схема бетонирования колонн высотой до 5 м (а) и более (б), с густой арматурой балок (в), опалубки со съемным щитом (г): 1 - опалубка, 2 - хомут, 3 - бадья, 4 - вибратор с гибким валом, 5 - приемная воронка, 6 - звеньевой хобот, 7- навесной вибратор, 8, 9- карманы. 10 - съемный щит

При бетонировании плит с арматурным каркасом на него сверху укладывают легкие переносные щиты, служащие рабочим местом и предотвращающие деформацию арматуры.

Бетонирование конструкций

Перед бетонированием конструкций выполняют комплекс работ по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания.

Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, проверяют на надежность установки стойки, леса и клинья под ними, крепления, а также отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Проверка и осмотр необходимы потому, что опалубка может деформироваться из-за просадки или вспучивания основания (при оттаивании грунта) или вследствие усушки и коробления досок. Отклонения от проектных размеров не должны превышать допускаемых.

Геометрические размеры проверяют стальным метром или рулеткой, положение вертикальных плоскостей - рамочным отвесом, горизонтальность плоскостей - уровнем или геодезическими инструментами.

Щели шириной более 3 мм и отверстия в деревянной опалубке заделывают. Щели от 3 до 10 мм проконопачивают скрученной в жгут паклей, а более 10 мм - заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм промазывают глиняным тестом. Конопатят щели до промывки опалубки, а промазывают глиной после промывки. Щели шириной до 3 мм затягиваются от р азбухания досок при смачивании опалубки перед укладкой бетонной смеси.

В металлической опалубке щели и отверстия промазывают глиняным тестом или раствором строительного гипса. Перед укладкой бетонной смеси опалубку очищают от мусора и грязи.

Работы по установке и закреплению опалубки и поддерживающих ее конструкций оформляют записью в журнале работ.

Установленные арматурные конструкции перед бетонированием также проверяют. Контролируют местоположение, диаметр к число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевязок и сварных прихваток в местах пересечения стержней. Расстояния между стержнями и допускаемые отклонения должны соответствовать проектным.

Проектное расположение арматурных стержней и сеток обеспечивается путем правильной установки поддерживающих устройств; шаблонов, фиксаторов, подставок, прокладок и подкладок. Запрещается применять подкладки из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с приемщиком.

Расстояние от арматуры до ближайшей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.

Для надежного сцепления свежеуложенной бетонной смеси с арматурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора с помощью пескоструйного аппарата или проволочных щеток.

Для прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных конструкций с новым горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси очищают от мусора, грязи и цементной пленки. Вертикальные поверхности от цементной пленки очищают в том случае, если это требуется проектом.

Цементную пленку удаляют водяной или воздушной струей под давлением 0,3...0,5 МПа сразу после окончания схватывания цемента: в жаркое время - через 6...8 ч после окончания укладки, в прохладную погоду - через 12...24 ч. Воду из шланга направляют на бетон под углом 40...50°. Наконечник шланга должен находиться на расстоянии 40...60 см от поверхности бетона. Струя воды снимает тонкий слой бетона (1...2 см) и обнажает отдельные зерна крупного заполнителя. Если под действием струи снимается слой большей толщины или получаются отдельные выбоины, обработку на 2...4 ч прекращают. Очищать водой поверхности ограждающих конструкций из легкого бетона не разрешается.

Поскольку к моменту обработки водой бетон обладает малой прочностью (около 0,3 МПа), необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не повредить его. На обрабатываемую поверхность укладывают дощатые трапы, по которым рабочий должен передвигаться.

В затвердевшем бетоне (при прочности 1,5 МПа) цементную пленку счищают металлическими щетками или (при прочности

5 МПа) с помощью гидропескоструйных аппаратов или механических фрез и промывают струей воды. Оставшуюся на поверхности монолитного бетона и сборных элементов воду удаляют.

Перед укладкой бетонной смеси на грунт основание специально подготавливают. С него удаляют все глинистые, растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения, сухой несвязный грунт слегка увлажняют поливкой. Переборы ниже проектной отметки заполняют песком и тщательно уплотняют. Со скального основания удаляют все выветрившиеся частицы; мелкие трешины заделывают цементным раствором, крупные заполняют бетонной смесью. Переборы ниже проектных отметок выправляют бетоном низких марок. Перед бетонированием скальное основание очищают от грязи, битума, масел, снега и льда.

О готовности основания под укладку бетона составляют акт. Кроме того, перед укладкой бетонной смеси двусторонним актом оформляют работы (гидроизоляцию, армирование, установку закладных деталей) по сооружению конструктивных элементов, закрываемых последующими операциями.

Смотрите также:

Раздел II. Арматурные работы . Арматурная сталь и изделия из нее. Классификация и сортамент арматурной стали.Раздел III. Бетонные работы . Бетон и бетонная смесь.

Глава X. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ . Заготовка и монтаж арматуры .Заготовка арматурных изделий производится, как правило, централизованно на_ бетонных заводах годовой" мощностью 20...

Особенности произ-ва железобетонных работ в зимних условиях в основном определяются выбором метода выдерживания бетона при отрицательных темп-pax (см. Бетонные работы , Арматурные работы , Опалубочные работы , Зимние работы ).

ном (1.17). 4. По способу применения при армировании железо. бетонных элементов различают напрягаемую арматуру Пластические свойства арматурных сталей имеют большое значение для работы железобетонных конструкций под нагрузкой, механизации арматурных работ ...

Весьма трудоемкими, маломеханизированными и дорогостоящими являются опалубочные и арматурные работы .подвеска и крепление к арматуре опалубки, ходов сообщения, путей для транспортирования бетонной смеси, производственных или монтажных устройств должны...

Под нижнюю арматурную сетку фундамента укладывают бетонные подкладки 6, обеспечивающие образование защитного слоя!Во вре* мя работы вибраторов они не должны опираться на арматуру монолитных конструкций.

Арматура должна надежно работать совместно с бетонным камнем, ее прочностные свойства должны полностью использоваться при работе под нагрузкой. Марку арматурной стали выбирают с учетом типов, монолитных конструкций и схемой их работы , а также прочностных...

Бетон и железобетон. Бетонные и железобетонные работы являются... В разделе втором «Арматурные работы » приведены данные об арматурных сталях, способах механической обработки и электрической сварки арматуры

Арматурные работы . Изготовление арматуры . Армирование плиты. Изготовление бетона , растворов, арматуры . Бетонные и арматурные работы . Арматурная

После укладки арматурного каркаса бетонная смесь, поданная на ленту, вибрируется и уплотняется с помощью расположенных сверху валков.Защитный слой бетона необходим для совместной работы арматуры с бетоном на всех стадиях изготовления, монтажа и...

Бетонные и арматурные работы . Арматурные работы . Для придания жесткости железобетонным конструкциям их армируют либо стержнями из профилированной стали (78), либо сеткой из стальной проволоки (79).

§ 29. техника безопасности при производстве бетонных и железобетонных работ . Мероприятия по безопасному производству опалубочных, арматурных и бетонных работ разрабатываются в проекте производства работ и технологических картах.

Арматурные работы . Изготовление арматуры . Армирование плиты. Изготовление бетона , растворов, арматуры . Бетонные и арматурные работы . Арматурная сталь винтового профиля Контроль качества упрочненной...

Холоднотянутую проволочную арматуру подразделяют на арматурную проволоку и арматурные проволочные изделия.Установленная в конструкцию арматура должна предохраняться от повреждения и смещений в процессе производства бетонных работ .

АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ . Приемка и контроль качества сварных арматурных изделий.Изготовление бетона , растворов, арматуры . Бетонные и арматурные работы . Арматурная сталь винтового профиля Контроль качества упрочненной...

Если начался процесс текучести, т. е. арматура получает значительные удлинения, в бетоне возникают недопустимо большие трещины и процесс удлинения арматуры заканчивается разрушением железобетонной конструкции.Бетонные и арматурные работы .

...и бетоном совместно; стадия III - стадия разрушения, характеризующаяся относительно коротким периодом работы элемента, когда напряжения в растянутой стержневой арматуре достигают физического или условного предела текучести, в высокопрочной арматурной ...

Изготовление бетона , растворов, арматуры . Производство бетона . Бетонные конструкции классифицируют в Финляндии на 1-й, 2-й и 3-й классы. В жилых домах применяют обычно бетон 2-го класса, в сооружениях с малой нагрузкой - 3-го класса.

Этот процесс состоит из связанных операций по транспортированию, подаче на рабочее место, приемке и уплотнению бетонной смеси. Бетонирование влияет на сроки выполнения опалубочных и арматурных работ ...

Прежде чем приступить к бетонированию, необхо-димо тщательно осмотреть опалубку и поддерживаю-щие леса, проверить надежность установки стоек лесов и клиньев под ними, креплений опалубки, отсутст-вие щелей.

Деревянную опалубку надо тщательно очистить от щепы и мусора и обильно полить водой. При этом все мелкие щели в опалубке забухают, а дерево впитыва-ет воду и в дальнейшем не отсасывает влаги из уло-женной в опалубку бетонной смеси. При больших объе-мах работ очистку опалубки выполняют сжатым воз-духом, подаваемым по рукаву от компрессора. Металли-ческая опалубка должна быть покрыта смазкой. Наб-людение за состоянием опалубки и лесов следует вести также во время бетонирования и все возникающие не-исправности немедленно устранять. Эту работу выпол-няют либо дежурные плотники-опалубщики, либо бе-тонщики, совмещающие со своей профессией профессию опалубщиков.

Приступать к бетонированию разрешено лишь после того, как мастер или производитель работ проверит уложенную арматуру. Бетонщику необходимо прове-рить, можно ли при уложенной арматуре получить за-щитный слой бетона требуемой толщины. Там, где ар-матура лежит непосредственно на опалубке (например, сетки в плитах), надо уложить подкладки дли образо-вания защитного слоя.

Большинство железобетонных сооружений имеют такой объем, что забетонировать их в один прием —перерыва — не удается, поэтому бетонирование веду отдельными участками. В местах перерывов бетонирсвания образуются рабочие швы. Сооружения, где требуется особо высокая плотность или водонепроница» масть бетона (например, резервуары, а также фундаменты под оборудование, работающие со значительны сотрясением), бетонируют без перерыва; при этом работу ведут круглые сутки. Железобетонное сооружении будет монолитным, т. е. цельным и прочным, лишь при хорошем сцеплении свежего бетона со старым. Это можно достичь, если перед бетонированием обработать рабочий шов, очистив от цементной пленки его поверхность. Очистка от цементной пленки горизонтальных наклонных швов обязательна; вертикальные швы очищают при наличии требований в проекте. Швы очищают струей воды под напором или металлическими щетками, пока цементная пленка подсохла, но еще не за твердела (в жаркую погоду — через 6...8 ч после бетенирования предыдущего участка, в прохладную — через 12....24 ч).

При обработке водой поверхностей бетона в ранне» возрасте струя соды из рукава с металлическим мечником под давлением 0,3—0,5 МПа тонки слой бетона и обнажает отдельные зерна крупного за полнителя. Воду направляют на бетон под угло! 40—50°, при этом наконечник шланга должен отстоят от поверхности бетона на 400—600 мм.

Если под действием струи воды в бетоне получаются значительные выбоины (более 20 мм) и отскакиваю крупные частицы гравия и щебня, то обработку следует приостановить на несколько часов. Если же остаютс: участки, покрытые цементной коркой и не поддающиесь размыву даже при увеличении давления струи, то обра ботку водой следует прекратить и выполнить насечку этих поверхностей либо их зачистку механические щетками или пескоструйными аппаратами (с последую-щей продувкой сжатым воздухом).

Непосредственно перед бетонированием на поверность рабочего шва укладывают тонкий слой цементного раствора (того же состава, что и в бетоне). Категорически запрещена «приливка» поверхностей рабочих швов цементным молоком, нарушающая однородность монолитность конструкции и резко ослабляющая сцепрние свежего бетона со старым. Бетонирование конст-рукций необходимо сопровождать записями в журнале бетонных работ.

При укладке бетонной смеси на грунт основание подготавливают. Поверхность скального основания должна состоять из здоровой невыветрившейся ороды. Трещины небольшого размера до укладки бетонной смеси заделывают цементным раствором, тредины значительного размера — бетонной смесью; выем- 1и 3 от перебора породы в скальных основаниях следует заполнять смесью, соответствующей бетону низших по прочности классов.

При подготовке грунтового основания с него удаляют все илистые, растительные, торфянистые и прочие руины органического происхождения; сухой несвязный грунт основания перед укладкой бетонной смеси легка увлажняют поливкой; выемки от перебора грунта ниже проектной отметки заполняют песком с тщательным уплотнением. О готовности основания под уп-адку смеси составляют акт. Актом должна быть подтверждена талке правильность установки опалубки, лесов, арматуры и закладных частей пробок, анкерных болтов и др.), для всех конструкций пролетом более 8 м и для предварительно напряженых конструкций.