Вкусный и зрелый ананас: как определить при покупке. Когда приступать к сбору урожая

Фундамент

Хотя теперь кукурузу и не называют «царицей полей», многие взрослые и дети не прочь полакомиться летом несколькими початками. Вырастить кукурузу просто, но чтобы получить настоящее удовольствие, снять урожай надо вовремя.

Как определить зрелость кукурузы

Сроки готовности кукурузы к сбору зависят от сорта, климата и времени посадки. К тому же, собирать урожай или подождать, зависит от того, для чего выращивается кукуруза. В пищу употребляют кукурузу в стадиях молочной и восковой спелости: зёрна в биологической спелости твёрдые и невкусные. В них мало сахара и много крахмала, но для приготовления попкорна идёт именно такая кукуруза. Она же годится и на семена.

Молочноспелая кукуруза

Кукуруза молочной спелости ещё совсем мягкая: если раздавить зёрнышко, из него выделится жидкость молочного цвета. Такой она становится через 2–3 недели после зарождения зерна. Когда говорят о восковой спелости, зёрна уже более твёрдые, напоминают сыр: вначале мягкий, а затем более твёрдый.

У кукурузы молочной спелости, которую особенно приятно употреблять в отваренном виде, листья, покрывающие початки, зелёные, отрываются с трудом. Кисточки на кончиках только приобретают светло-коричневую окраску, но початок уже полностью заполнен оформившимися зёрнами. В это время початки уже тяжёлые, начинают отклоняться от стебля.

В молочной спелости ещё не все зёрна даже пожелтели, волоски и листья зелёные

Раньше времени убирать кукурузу не стоит: если зёрнышки ещё мелкие, есть в ней будет нечего. Кукуруза остаётся съедобной примерно две недели: за это время она из стадии молочной спелости через восковую переходит к биологической.

Восковая и биологическая спелость

Поскольку переход от молочной спелости к восковой имеет плавный характер, часто говорят о молочно-восковой спелости: в это время зёрна самые вкусные. При достижении восковой спелости сахар ещё не перешёл в крахмал, но такая кукуруза нравится не всем: зёрна жестковаты. В это время кроющие листья начинают желтеть и подсыхать, отрываются уже значительно проще.

У кукурузы восковой спелости зёрна ровные, желтые, не совсем твёрдые, а волоски ещё не полностью коричневые

При надавливании ногтем на зёрнышке в восковой спелости легко образуется вмятина.

Восковая спелость переходит в биологическую: листья и стебли полностью засыхают, зерно твердеет. У полностью созревшей кукурузы кисточка тёмно-коричневого цвета, початки отламываются от растения легко. Зёрна приобретают тёмно-жёлтую или оранжевую окраску и для человека теряют интерес. Варятся початки очень долго, годятся лишь на корм скоту.

При полном созревании кукурузы всё растение засыхает, а зёрна становятся очень твёрдыми

Когда снимать кукурузу с грядки, зависит от назначения урожая. Чтобы варёная кукуруза была по-настоящему вкусной, надо не опоздать.

В этом году решили на дачном участке засадить весь огород тыквами разных сортов. Урожай вырос довольно неплохой. Подскажите, когда лучше убирать культуру с огорода на хранение и как узнать, созрела ли тыква?


Тыква относится к тем культурам, которые до последнего лежат на огородных грядках. Позже нее убирают разве что свеклу. Однако не стоит затягивать с уборкой тыквы. Не смотря на то, что ее всходы обладают хорошей морозоустойчивостью, сами плоды достаточно уязвимы перед заморозками. Если продержать тыкву на огороде до самых морозов, после промерзания она становится непригодной для хранения. Поэтому для огородников важно не пропустить время уборки тыквы.

Как же узнать, созрела ли тыква? Сориентироваться в этом вопросе помогут общие сроки созревания в зависимости от сорта тыквы, а также внешние признаки.

Классификация сортов тыквы и сроки их созревания

Существует множество сортов тыквы. По срокам созревания они бывают:


  • скороспелые (Веснушка, Миндальная 35, Голосеменная);
  • среднеспелые (Россиянка, Крошка, Улыбка);
  • позднеспелые (Мускатная, Витаминная, Жемчужина).

Убирают в августе, поскольку они имеют самый короткий срок созревания – 3,5 месяца. Такую культуру нужно использовать в течении месяца, больше она не хранится.


Немного позже (в первой декаде сентября) убирают среднеспелые сорта, которые созревают в течении 4 месяцев и тоже используются в основном для употребления в ближайшие два месяца.

Для хранения на зиму используют позднеспелые сорта с толстой кожурой. Снимать их с грядки начинают в конце сентября. Особенностью этих сортов является то, что до полного созревания тыква доходит в процессе хранения (в среднем через 30-60 дней после сбора).

В зависимости от климата региона, где выращивается тыква, допускается некоторое смещение сроков сбора урожая. К примеру, в южных регионах, где первые заморозки приходят позже, культуры могут находится на грядках дольше.

Существует одно общее правило при уборке урожая независимо от региона: тыкву следует перенести на хранение до наступления морозов.

Как определить зрелость тыквы?

Определить, что тыква уже созрела и пора приступать к ее уборке, можно по следующим признакам:

  1. Плодоножка тыквы стала сухой и жесткой.
  2. Листья и плетни приобрели желтый цвет и частично (или полностью) высохли.
  3. Цвет тыквы стал более ярким, а узор – более четким.
  4. Кожура имеет жесткую структуру, на которой не остается следа после нажатия ногтем.
  5. Тыква звенит при постукивании.

Во время уборки следует соблюдать аккуратность, чтобы не повредить целостность кожицы тыквы, а также не допускать ее падения. От ударов тыква начнет гнить изнутри в процессе хранения.

​Похожие статьи​

Сроки созревания

​Прав Сергей Кудряшов - во влажной среде тыкву долго хранить не следует. Хорошо хранятся тыквы в комнате. Можно засунуть куда-то в дальний угол. Впрочем и на видном месте держать не грех. Тыква - неплохое украшение интерьера. А вот с Татьяной Васильевной можно поспорить - есть тыквы без твёрдой корки, например уже упоминаемая Волжская серая, замечательная, кстати, может быть одна из лучших для средней полосы.​

  • ​Лучше всего хранятся зрелые тыквы. Определить зрелость можно по корке: у зрелой тыквы она плотная и блестящая, а незрелая же имеет матовый окрас и с легкостью прокалываются.​
  • ​В кастрюле растереть добела часть масла, покрыть дно пластинками очищенной тыквы. Сверху выложить 1/3 часть промытого риса, слой ф​
  • ​Лишь у некоторых очень позднеспелых сортов типа Столовая зимняя плоды убирают недозрелыми (они дозревают в процессе хранения) . Зрелость плодов у сортов крупноплодной тыквы определяют по засохшей и опробковевшей плодоножке, а у твердокорой и мускатной тыкв - по изменению окраски и рисунка коры плода. При уборке необходимо сохранить плодоножку длиной 3–4 см и не допускать повреждения плодов. Тыквы, убранные в дождливую погоду, необходимо подсушить.​

​Как определить скороспелость тыквы​

Как определить спелость овоща

​2. Метод стука по плоду, применяемый при выборе арбузов, актуален и для ананаса. Если при постукивании вам слышен довольно глухой звук, то мякоть у такого плода спелая. Если же при постукивании вы слышите «пустой» звук, то такой ананас уже давно лежит на прилавке, и, скорее всего, его мякоть уже пересохла.​

​Отдельно стоит отметить, что в северных регионах страны, где в большинстве своем выращиваются скороспелые сорта, огородники при сборке урожая ориентируются не только на внешний вид плодов, но и на метеорологические показания. Это связано с тем, что климатические условия здесь непостоянны и уборку лучше вести заблаговременно, ведь плоды всегда могут дозреть в домашних условиях. В противном случае существует риск, что овощи могут пострадать от первых заморозков, а это негативным образом скажется на сроках их хранения.​

  • ​погода должна быть сухой;​
  • ​Зная вышеприведенные признаки спелости овоща, а также ориентируясь по срокам созревания, вы без проблем определите, что тыква готова к уборке, где бы ни размещался ваш участок (в Подмосковье, Сибири, Урале или других регионах). Как правило, сроки написаны на обратной стороне пакетов с семенами, что очень удобно для запоминания.​
  • ​К моменту уборки с огорода тыква должна быть спелой (за исключением позднеспелых сортов). Чтобы определить спелый ли овощ, необходимо руководствоваться внешними признаками зрелости. Знание этих признаков позволит точно определить, готова ли тыква к уборке с грядки. Особенно это важно для начинающих огородников.​
  • ​Уборка урожая на огороде осенью является итогом всех предшествующих работ. Одной из последних с земельного участка убирается тыква, так как эта культура является довольно неприхотливой в уходе и холодостойкой. Но не каждый огородник знает, когда убирать тыкву. Именно данному вопросу и будет посвящена эта статья.​

​В мнет-магазинах семян есть описания сортов по хранению​

​тот который в магазине продают​

Видео «Тыква и все о ней»

Когда и как убрать с грядки

​Что, больше травиться нечем чтоли?​

​С чем едят тыкву​

​Культивируемые сорта тыквы относятся в основном к трем ботаническим видам: тыква мускатная, крупноплодная и твердокорая.​

​3. Принюхайтесь к плоду. У зрелого неиспорченного ананаса аромат сладкий, в меру интенсивный, нежный. Легкий, едва уловимый запах свидетельствует о незрелости плода, а слишком сладкий и сильный – об испорченности фрукта.​

  • ​Как видим, несмотря на свою неприхотливость в уходе, тыква имеет определенные требования к своей уборке. Соблюдение всех рекомендаций позволит вам получить качественный урожай и правильно его сохранить.​
  • ​заморозки отсутствуют;​
  • ​Обратите внимание, что хранить необходимо только спелые сорта (за исключением позднеспелых). Для не совсем вызревших овощей следует провести процедуру дозревания, чтобы полностью защитить его от воздействия внешней среды. Такие плоды будут храниться долгое время, сберегая приятный вкус мякоти.​
  • ​Плоды, которые дозрели, имеют следующие внешние признаки:​
  • ​Сроки созревания тыквы зависят от ее сорта. Сегодня на территории нашей страны (Подмосковье, Сибири, Урале и других регионах) выращиваются следующие сорта данной культуры:​
  • ​Есть спец. сорта для хранения​

​У меня Волжская серая в прошлом году до конца февраля пролежала в квартире тогда и съели а так может и дольше пролежала, а те которые в погреб опустил сгнили видимо не любят влаги.​

​нет конечно, тем более что вы вряд ли ее ели сырой, готовить можно любую. Зрелая при готовке стоновится ярко оранжевой, и очень твердая у сырой мякоть, не разрежешь. Хотя есть сорт, сверху зеленая - внутри светложелтая. Но мне такой сорт не нравится. Я люблю оранжевую​

​Каротиноиды, которыми богата тыква, являются жирорастворимыми веществами, и для их лучшего усвоения организмом человека желательно в блюда из тыквы вводить масло и молоко. Для повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств блюд добавляют манную или рисовую крупу.​

Видео «Как выращивать и убирать тыкву»

​Сорта тыквы крупноплодной в большинстве своем являются среднеспелыми и поздними. У этой тыквы самые крупные плоды - до 70 кг и более. Они имеют волокнистую, рыхлую мякоть и сохраняют высокие вкусовые качества в течение 10 месяцев.​

plodovie.ru


​4. Ну, и наконец, поинтересуйтесь у продавца, когда ананас вырос, как его доставили в нашу страну и как его хранят. Люди, покупающие этот фрукт довольно часто, прекрасно знают, что самые лучшие ананасы выращены в период с апреля по июнь, а также в декабре-январе. Ананас, привезенный к нам самолетом, скорее всего, собран уже созревшим, что и ускорило его доставку. Незрелые же плоды, как правило, доставляют по морю, поэтому они дозревают в пути. А вот хранить ананас в холоде нельзя, так как он боится прохлады. Поэтому если продавец вам говорит, что фрукт свежий, из холодильной камеры, смело отказывайтесь от покупки, ведь он наверняка утратил свои вкусовые качества, да и содержание витаминов в нем невысоко.​​В данном видео вы узнаете, что и как делать, чтобы собрать максимально крупный урожай спелой тыквы.​ ​при дождливой погоде собранные овощи необходимо хорошо просушить;​

Инструкция

  • ​Чтобы правильно определиться со временем уборки тыкв с грядок, следует ориентироваться по срокам вызревания и внешнему виду плодов и растения. При этом в таких регионах, как Урал и Подмосковье очень важным моментом выступают климатические факторы – заморозки. В случае передержки тыкв на огороде (если они подмерзли), то их хранить нельзя. Такие овощи нужно пустить на приготовление домашней консервации и соков.​
  • ​одревесневевшая плодоножка. Это означает, что на вид она должна быть жесткой и высохшей, а не зеленой и сочной;​
  • ​скороспелые. Самые популярные из них Мозолеевская 49, Голосемянная, Миндальная 35, Бирючекутская 27, Веснушка и т.д. Для них срок созревания составляет примерно 3,5 месяца (92-104 дней). Уборка этих сортов начинается в середине-конце августа. Это связано с тем, что плоды имеют тонкую оболочку и довольно нежны. Поэтому хранить их можно не дольше месяца;​
  • ​Сорт "Арабатская", лежит при комнатной температуре до сентября следующего года. Съедобная, сладкая. Спелость определяется по "хвостику" он должен быть сухой серокоричневого цвета. На фото жёлтая.​
  • KakProsto.ru

Недозрелой тыквой можно отравиться? И как определить, дозрела ли она?

Танюш@ Калинин@

​стофунтовка, волжская серая​

​Мы одну полузеленую уже съели, все живы!​

​Салат​

​Сорта твердокорой тыквы отличаются скороспелостью и менее требовательны к теплу по сравнению с сортами других видов. Плоды у них обычно некрупные. Эти тыквы начинают цвести раньше других, достаточно быстро наливаются и в конце августа - в сентябре уже готовы к потреблению.​
​ПЛОДЫ ТЫКВЫ имеют большую питательную ценность. Они богаты углеводами, особенно сахарами и крахмалом. Содержание сухих веществ в плодах тыквы в среднем 6–8%, у лучших сортов оно достигает 15–20%, сахаров в среднем 5–6%, а у некоторых до 10%. Количество сахаров резко меняется в зависимости от зоны возделывания тыквы. Количество крахмала достигает 2–7%. Перед созреванием его бывает в плодах больше всего, затем содержание крахмала уменьшается, в лежке он пропадает совсем. Плоды тыквы также содержат витамин С, каротин, азотистые вещества, органические кислоты, клетчатку, пектиновые вещества, ряд зольных элементов, а семена - до 41–48% жира.​

​Ананас давно уже является одним из самых популярных фруктовых плодов. Его любят за освежающий сладкий вкус, великолепный аромат и изысканный вид. К тому же, мякоть​

​при срезании плодов следует оставлять плодоножку длиной примерно в 3-4 см. Срезать нужно острым ножом, а не отрывать от плетней руками. Овощи без «хвостика» лишаются своей естественной защиты. Через сорванный «хвостик» в плоды могут проникать грибки и болезнетворные бактерии;​

​Чтобы минимизировать риск подмерзания, плоды необходимо срезать в начале сентября (несколько раньше установленного срока созревания) и дать им дозреть в домашних условиях. При этом в дневное время (особенно в солнечные дни) тыквы следует выносить на улицу.​

​растение должно иметь пожелтевшие или поблекшие листья. При этом хотя бы часть листовой пластины должна быть засохшей. Эти же признаки сохраняются не только для листьев, но и для самой плетни;​
​среднеспелые. В эту группу водят сорта Улыбка, Зимняя сладкая, Крошка, Волжская серая, Стофунтовая, Лечебная, Россиянка и т.д. Сроки созревания в этом случае составляют 4 месяца (110-120 дней). Убирать тыквы этих сортов нужно в середине сентября, но нужно успеть до наступления первых заморозков. В Подмосковье такие сорта начинают убирать с середины сентября. Если тыква подморозилась, то хранить ее долго не получится.​

​Лучше всего хранятся вызрешие позднеспелые сорта. Это относится ко всем фруктам и овощам.​

​у нас тыква "новинка" пролежала в подвале до следующего урожая. Случайно за ящики закатилась, мы её только в августе обнаружили - как свеженькая была.​
​Нет. Это же не картошка, соланин тыква не накапливает.​

​Тыкву очистить от кожуры, удалить семена, натереть на крупной терке вместе с яблоком. Добавить лимонный или другой сок, сахар, посыпать измельченными орехами или поджаренными и очищенными тыквенными семечками.​

​Сорта мускатных тыкв имеют плоды высоких вкусовых качеств. Они отличаются позднеспелостью и теплолюбивостью. Большинство сортов этого вида отличаются высоким содержанием каротина, хорошим качеством мякоти, высокой урожайностью и лежкостью плодов. Они используются в консервной промышленности для получения каротина, детского питания и сока. Плоды по форме длинные, вытянутые. При созревании кора становится розово-коричневой и желтой.​

​С момента созревания плода содержание сухого вещества медленно понижается при увеличении количества сахаров и пектинов. Чем выше процент крахмала в тыкве, тем лучше она хранится и тем сахаристее становится при хранении. Чем выше концентрация каротина, тем интенсивнее окраска мякоти.​

​ананаса​

​избегайте повреждения овощей, так как это ведет к плохой лежкости;​

​Для Сибири, довольно обширного региона нашей страны, сроки уборки с огорода могут отличаться в разных районах. Здесь огородники отдают предпочтение раннеспелым сортам, которые дозревают примерно за 100 дней. При этом приступать к сборке таких сортов можно уже начиная с 75-го дня от момента посадки семян в грунт. Чтобы хранить такие плоды, практикуют их дозревание дома на протяжении 2-3 недель. Плоды должны находиться этот период при комнатной температуре.​

metr20

​тыква яркая и насыщенная по цветовой гамме. При этом в зависимости от сорта ее цвет может быть от желтого и серо-зеленого до насыщенного или темно-оранжевого. Стоит отметить, что не все сорта меняют окрас плодов. Это касается восковой тыквы. Имеются растения, чьи плоды сохраняют кору белой или серой даже при полноценном созревании;​

kroshka Лю

​позднеспелые (твердокорые). Из них наиболее популярными сортами являются Мускатная, Жемчужина, Вита, Тести Делайп, Перехватка, Витаминная и Батернат Понка. Обладая толстой оболочкой, хранить такие тыквы можно до полугода. К уборке данных сортов обычно приступают в середине - конце сентября. При этом срок созревания здесь составляет примерно 200 дней. Потому ведется сбор еще созревших плодов, которые дозревают в период хранения.​

Старушка ИзВергиль

​Хорошо хранится любой сорт если тыква вызрела Лучше сеять маленькие тк после того как разрезал она может хранится только в холодильнике и то недолго​

Настасья Филипповна

​Не знаю название, но вот эта тыковка вкуснейшая, сладкая, ароматная. Лежит у меня в доме до мая​

Узник совести

​Готовить так же как кабачок, только вкуснее получится. Самые вкусные завязи.​
​Плов с тыквой, фруктами и изюмом​

какой сорт тыквы хорошо храниться

Татьяна Васильевна

​Когда следует убирать тыкву​

Это я

​Значительно изменяется химический состав плодов в процессе их хранения, когда часть углеводов расходуется на дыхание. В связи с этим количество сахарозы в плодах уменьшается. При длительном хранении в мякоти плодов тыкв происходит относительное увеличение пектинов и клетчатки за счет уменьшения сахаров и крахмала.​

сергей кудряшов

​является ценным источником витаминов, минералов и микроэлементов. Также в ней содержатся компоненты, усиливающие пищеварение и укрепляющие нервную систему. Существует несколько разумных советов, как выбрать плод, который доставит удовольствие своими вкусовыми качествами и будет полезным для нашего организма.​

Олег Шелест

​крупные плоды необходимо собирать отдельно. При этом на переработку их следует отправлять через 1-1,5 месяца после уборки.​

VinOlga

​Также для сборки тыкв во всех регионах страны существуют определенные рекомендации, общие для всех сортов. Сюда относится следующий ряд правил:​

Я- справа

​оболочка плода приобрела плотность и стала более жесткой.​

Ирина

​Кроме этого на время созревания и уборки тыквы могут влиять и климатические условия места произрастания. На юге страны плоды могут долго находиться на огороде. Это связано с поздно приходящими заморозками. При этом в Подмосковье, Сибири и Урале обязательно необходимо успеть убрать плоды с грядки до прихода заморозков.​

В продаже появилось много семян овощей с необычной окраской плодов: фиолетовые и чёрные перцы и томаты, «вечнозелёные» помидоры, белые баклажаны.

Как определить, что они созрели? Если вы выращиваете «разноцветные» овощи первый раз, это бывает непросто, но признаки такие есть.

Зелёные томаты по мере созревания светлеют. Степень зрелости плодов определяют и наощупь – если мягкие, значит, созрели.

Белые гибриды баклажан в период технической спелости имеют интенсивный молочный цвет. Главным признаком определения технической спелости в этом случае является динамика роста плодов за неделю. Интенсивно вырастая, молодые плоды за сутки набирают длину 1-2 см, и лишь достигая максимума, прекращают рост. Нулевая динамика роста овоща говорит о том, что его можно срывать, иначе он перезреет. Достигая уровня биологической спелости, они желтеют, могут становиться коричневыми, мякоть становится рыхлой, плоды теряют в весе и уже не пригодны в пищу.

Тёмные (чёрные, коричневые и фиолетовые) томаты и перцы становятся темнее.

Если вы сомневаетесь в спелости помидора или перца, понюхайте плоды. Характерный для этих овощей аромат ощущается только у созревающих плодов.

Не выбрасывайте пакетики из-под семян, из которых получены растения, ориентируйтесь на картинки, изображенные на них, указанную информацию о данном сорте (сроки созревания, размер плодов).

"Зрелость наступает тогда, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного»"

Фредерик Перлз

"Я не согласен с Перлзом, утверждающим, что признаком здоровья и зрелости является умение обойтись без поддержки окружения, одной только самоподдержкой. По моему мнению, здоровый и зрелый индивид - это тот, который способен гибко, адекватно и творчески воспринять поддержку как извне, так и из своих собственных ресурсов".

Жан-Мари Робин

Критерии эмоциональной зрелости (Вильям Меннингер) :
- Способность конструктивно взаимодействовать с окружающей действительностью
(смотреть в лицо реальности, признавать проблемы, а не убегать от них, искать пути решения или совладания с ситуацией);

Способность адаптироваться к изменениям
(спосокойное отношение к тому, что изменения могут нарушить рутину, изменить ожидания; способность дать себе время на то, чтобы принять новое);

Умение справляться с психологическим напряжением и тревогой и проводить профилактику психосоматических реакций
(способность находить конструктивные способы совладания со стрессом, владение навыками релаксации, достижение внутренней гармонии);

Способность испытывать большее удовлетворение от того, что отдаешь, чем получаешь;

Умение понимать людей и находить с ними общий язык, сотрудничать и приходить к взаимному согласию, помогать друг другу;
(ключевые признаки здоровых отношений – это любовь и взаимоуважение)

Способность творчески направлять импульсивную враждебную энергию в конструктивное русло;

Способность любить

Зрелая семья

(Полина Гавердовская)


Признаки психологически зрелой личности

Модель зрелой личности допускает различный набор признаков, поэтому здесь речь идёт о тех, которые способны составить центральный каркас такой личностной модели:
1.Аутентичность(самобытность)
Выделяют 3 основных признака аутентичного существования:
-полное осознавание настоящего момента жизни;
-самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
-принятие личной ответственности за данный выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Трудности большинства людей заключаются, что они очень много жизненной энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение своих реальных проблем. Если человек большую часть времени будет прятаться за маской какой-либо роли, то в ответ он будет получать аналогичное неискреннее отношение других. Аутентичность служит примером гибкого поведения.
2.Открытость собственному опыту (принятие своих чувств)
Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отбрасывать свои чувства, в особенности отрицательные, но психологически зрелый человек поступает иначе - он их проживает. Только в таком случае можно успешно регулировать своё поведение, поскольку вытесненные чувства становятся источником прорывающихся неконтролируемых эмоций. Осознавая эмоциональные реакции, человек может сам выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию поведения. Поэтому зрелый человек проявляет терпимость ко всей гамме своих и чужих эмоциональных реакций.
3.Развитие самопознания
Ограниченное самопознание подразумевает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни.Чем больше человек знает о себе, тем лучше он поймёт других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем глубже понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, ограничивает нашу эффективность в жизни.Очень важно реалистично и осознанно относиться к себе.
4.Сила личности и идентичность
Зрелый человек должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу и что неважно. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Зрелый человек не отражение надежд других людей, он действует, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
5.Умение выдерживать неопределённость
Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убеждённость в конструктивности принимаемых решений и способность оправданно рисковать – помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций.
6.Принятие личной ответственности
Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент коммуникации - соглашаться с доводами собеседника или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает в действие механизмов защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни человека.
7.Глубина отношений с другими
Психологически зрелый человек не боится близости, открытости и глубины отношений. Он способен достаточно свободно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, при общении с другими людьми. А оценивая других людей (их взгляды,чувства,черты характера), он делает это без осуждения и наклеивании каких-либо ярлыков.
8.Постановка реалистичных целей в общении
9.Чувство эмпатии к другим
Эмпатия – это сочувствие и понимание чувств партнёра по общению, а также обязательный учёт их в процессе общения
(Андрей Коновалов)

Зрелость (по Г. Олпорту)
Олпорт полагал, что созревание человека –это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления и считал, что психологически зрелый человек характеризуется 6 основными чертами.
1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны"
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми
3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с ситуациями стресса и собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, страхом, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Может отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.
Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: "Знать самого себя". Олпорт называл его "самообъективацией", знанием собственной психологии. Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. По мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

16 элементов психического и эмоционального здоровья (по Нэнси Мак-Вильямс)
1.Способность любить
Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать
2.Способность работать
Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить
Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал
3.Способность играть
Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие
4.Безопасные отношения
К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых -одним словом, нездоровых отношениях
5.Автономия
У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть.
6.Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности
Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать итп
7.Способность восстанавливается после стресса(сила Эго)
Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну негибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации
8.Реалистичная и надежная самооценка
9.Система ценностных ориентаций
Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им
10.Способность выносить накал эмоций
Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью
11.Рефлексия
Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе
12.Ментализация
Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть
13.Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании
14.Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения.
Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения
15.Чувство витальности
Способность быть и чувствовать себя живым
16.Принятие того, что мы не можем изменить
Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить.
Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья.

(Ю. Колотыркина)

Б. Ливехуд предполагает, что 3 основных свойства сформировавшихся у зрелого человека это:
- ум созрел в мудрость
- способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность
- самосознание - в доверие.

Несколько важных составляющих психического здоровья и благополучия:

1. Принятие себя как человека, достойного уважения.

2. Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими.

3. Автономность - это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой человек может не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.

4. Экологическое мастерство - способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.

5. Уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение смысла.

6. Потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.

По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения.

Для детей нужны дополнительные условия:

Присутствие родителей;

Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

Больше самостоятельности и независимости.

Слияние – это смешение с проявлениями Я других людей.
Характеристики Слияния:
1. Потеря себя в близких отношениях: предугадывание желаний, отслеживание поведения партнера, чтобы ему угодить, беспокойство о том, что о вас думают.

2. Негативное влияние настроения другого на ваше настроение и отношение к себе.

3. Оценка собственной ценности по внешним критериям: похвала, образование, деньги, соц. статус.

4. Бессознательные детские реакции на основе чужих мнений или травм детства: вспышки страха, обиды, боли, злости, но более интенсивные чем ситуация требует.

5. Обвинение других: мы принимаем людей и мир как внешних по отношению к нам, тех кто «делает что-то с нами» вместо того, чтобы осознавать собственное участие в драматических ситуациях и личных проблемах.

6. Самооправдание перед критикой.

7. Необходимость быть всегда правым или постоянно считать себя неправым.

8. Зависимость от других в плане внешнего удобства и эмоционального комфорта.

9. Неспособность делиться или мысли о том, что человек должен каким - то образом возвращать вам отданное.

10. Представление себя праведником или страдальцем, точка зрения - что жизнь полна боли.

11. Навязчивое поведение.

12. Изменение нашей личности или поведения в угоду партнеру.

13. Потребность постоянно кого-то спасать, волноваться за кого - то, чрезмерно включаться в их проблемы

14. Поддержание болезненных жестоких, бессмысленных отношений из страха или нежелания остаться в одиночестве.

Различение - означает способность поддерживать свою идентичность, вступая в тесную связь с другими людьми или конфликтуя на почве убеждений. Различая вы способны ощутить покой внутри себя и не попадать в плен эмоций других людей, не подвергаться влиянию их мнений и настроений.

Характеристики Различения:
1. Искренность -способность определить собственные желания и сказать «да», «нет», «может быть», выразить свои чувства даже перед лицом неприятных последствий.

2. Способность оставаться в себе, независимо от воздействий на нас чужих тревог и беспокойств. Вместо того, чтобы впитывать негативные чувства или ощущать ответственность за чужие проблемы, мы можем сгладить их, дать полезный совет и оставаться Присутствующим свидетелями происходящего.

3. Удержание собственной ценности и своих ценностей - наша самоценность (http://vk.com/wall-30867759_4090) остается неизменной перед лицом побед и поражений.

4. Улучшение, трансформация своих качеств через размышление, контакт и экспериментирование.

5. Поиск и осмысление своих ценностей, часто сопровождающийся отказом ориентироваться на то что мы выучили в школе, в семье. Обучение доверять собственной внутренней мудрости.

6. Отсутствие заведомого предубеждения к различным верованиям, теориям и развитию событий. Разница во мнениях - это естественно и нестрашно.

7. Осознание искушений на Пути: своих и чужих. Сюда относятся попытки контроля, манипулирования. Точно также мы отслеживаем свою мотивацию и не обманываем себя. Не скрываемся на заигранной невиновностью, обаянием, простотой.

8. Сосредоточенность на своем внутреннем мире: размышлять и анализировать свои поступки:как я способствовал разрешению этой ситуации, как справился с этой скучной сексуальной жизнью, почему я остаюсь таким недалеким и злым человеком. Мы умеем признавать свои ошибки, извиняться, если это необходимо, прерывать отношения, если они наносят нам какой-то вред.

9. Способность просить о поддержке или предоставлять ее другим, не чувствуя себя слабым или уступчивым. Принимать свое право на ошибки.

10. Способность давать не из долга и не ощущая что отдаем часть себя: испытываем удовольствие от щедрости своей души, свободной от корысти и ведения подсчетов.

11. Ясное видение других – не оценивать по категориям, не требовать их изменений. Принятие других такими как они есть.

12. Умение успокаивать себя в стрессовых ситуациях и справляться со сложностями. Осознавать смысл трудностей, посмотреть на ситуацию со стороны, сохранять самообладание.

Шарлотта Касл

Клинический психолог Алберт Эллис, основатель рационально-эмотивной терапии, считал, что основные характерные черты хорошо функционирующих или самоактуализирующихся людей - это :

● Личный интерес. Прежде всего ценят собственные интересы, хотя готовы до некоторой степени жертвовать ими ради тех, кто для них небезразличен.

● Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании.

● Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь.

● Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться. Даже если им не нравится поведение каких-либо людей, воздерживаются от порицания их как личностей.

● Гибкость. Мыслят гибко, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей.

● Принятие неуверенности. Признают, что мир нестабилен и в нем много случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.

● Обязательность. Имеют обязательства перед чем-то, находящимся за пределами их самих. Достигают максимальной реализации своих возможностей, испытывая постоянный интерес к жизни.

● Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем. Часто имеют, по крайней мере, один главный творческий интерес.

●Рациональны и объективны.

● Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оценивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерного внимания тому, что думают о них другие.

● Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.

● Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого.

● Перспективный гедонизм. В поисках счастья и уклонения от боли, однако поддерживают баланс между перспективой и сиюминутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному вознаграждению.

● Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, недостижимо. Отказываются нереалистично стремиться к полному счастью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.

● Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприятные условия, которые могут изменить, принимают те условия, которые не могут изменить, и видят различие между ними.

● Ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Берут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия.

А. Александров из "интегративная психотерапия"


Самоактуализация по А. Маслоу

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis – действительный, настоящий) – тяга человека к наиболее полному раскрытию своего духовного потенциала, к выявлению личностных возможностей. Это понятие находится в центре внимания одного из видных психологов XX в. К. Роджерса.
Человек, как и другие живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции. В результате самоактуализации человек становится более сложным, независимым, социально ответственным. Вместе с формированием "Я" у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении. Чтобы ребенок мог реализовать себя, надо окружить его любовью, вниманием.
В отличие от бихевиоризма и фрейдизма, которые считают, что поведение человека обусловлено в основном биологическими факторами, сторонники самоактуализации выделяют социальные факторы и факторы окружающей среды.
"Необходимость единение человека с окружающей средой, приобщенности к миру других живых существ (поле «организм - окружающая среда») - является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека. Человек может попытаться обрести единство с миром, подчиняясь отдельной личности, группе, организации. Но в этом случае человек становится зависимым от других людей и вместо того, чтобы развивать свою индивидуальность, он попадает в зависимость от тех, кому он подчиняется или над кем господствует." Э. Шостром

Согласно известному психологу-гуманисту А.Маслоу, потребность в самоактуализации является - важнейший фактор в становлении психологически зрелого человека.
Маслоу говорил, что человеческое создание имеет похожие на инстинкты высшие потребности, которые являются частью его биологической природы, среди них -потребность в самоактуализации. На невербальном уровне это означает, что у каждого индивида есть потребность быть увиденным в своей сути, как он есть."

Отказ от самоактуализации ("Комплекс Ионы" )
"Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь." А.Маслоу
Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.
Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы».


Личностная Суверенность

"Важным критерием психологической зрелости является личностная суверенность"

Понятие Суверенности

Зрелость как период подведения определенных итогов часто сопровождается кризисом с пересмотром основных экзистенциальных вопросов: о смысле собственного бытия, смене идентичности, пересмотру границ психологического пространства
Важнейшим критерием психологической зрелости является личностная суверенность (ЛС)
Под ЛС подразумевается внутреннее эмоциональное согласие человека с обстоятельствами его жизни. Суверенность проявляется в переживании человеком аутентичности собственного бытия, уместности, уверенности в том, что он поступает соответственно собственным желаниям и убеждениям.
Зависимая же позиция личности характеризуется тем, что человек поступает, следуя логике обстоятельств и воле других людей. Доминирующими переживаниями при этом будут ощущение подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни: человек ощущает себя или на «чужой территории» или не в своем времени.
Суверенность личности проявляется в отношении персонализированной части среды - психологическому пространству (ПП) личности и ее границ
Границы ПП человека - это физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля и приватности одного человека от другого.
Функции психологических границ:
1. на границе с миром рождается Субъектность, они показывают где заканчивается Я и начинается кто - то другой
2. определяют личную идентичность - т.е. способы самовыражения и самоутверждения. При нарушении функции - размытая идентичность
3. устанавливая границу, человек создает возможность и инструмент равноправного взаимодействия. Зрелые контакты осуществляются именно на границе, где сохраняется разделение друг от друга, а возникающее объединение не нарушает цельность личности. При нарушении функции - контакт подменяется либо пассивной манипуляцией либо агрессивным неуважением к другому
4. селекция внешних влияний и защита от разрушительных воздействий. Нарушение функции приводит к позиции жертвы
5. определяют пределы личной ответственности. Нарушение этой функции приводит к: сверхответственности и психическим перегрузкам, невротическому чувству вины, инфантилизации окружающих, неспособности обратиться за помощью

Слабость границ:
1. уязвимость в отношении социальных воздействий, притязаний на личную собственность и территорию, мировоззрение и тело. Для этих людей характерно депривированное (лишенное) личное пространство
2. отсутствие внутренних сдерживающих сил перед внедрением в пространство других людей. Для таких людей характерно собственное сверхсуверенное пространство, т. е пространство с ригидно закрепленными границами.

Зрелость характеризуется наличием суверенного собственного психологического пространства с прочными границами, которые он передвигает по собственному усмотрению с учетом интересов других людей.
(Е. Федоренко)

ПАРАДОКС ЛЮБВИ

Основная проблема любви в том, чтобы сначала стать зрелым . Тогда ты найдешь зрелого партнера; тогда незрелые люди совершенно не будут тебя привлекать.

Происходит именно так.

Если тебе двадцать пять лет, ты не влюбляешься в двухмесячного ребенка. Точно так же, если ты зрелый человек психологически, духовно, ты не влюбишься в ребенка. Этого не бывает. Этого не может быть, ты видишь, что это бессмысленно.

У зрелого человека достаточно цельности, чтобы быть одному. И когда зрелый человек дает любовь, он дает ее без всяких присоединенных к ней тайных нитей - он просто дает. Когда зрелый человек дает любовь, он чувствует благодарность за то, что ты ее принял, не наоборот.
Он не ожидает, что ты будешь благодарен за это - нет, совсем нет, ему даже не нужна твоя благодарность. Он благодарит тебя за то, что ты принял его любовь.

И когда два зрелых человека любят друг друга, происходит один из величайших парадоксов жизни, одно из самых красивых явлений: они вместе, но в то же время безмерно одиноки.Они до такой степени вместе, что почти одно целое, но их единство не разрушает индивидуальности - фактически, оно ее увеличивает, они становятся более индивидуальными. Два зрелых человека в любви помогают друг другу стать свободнее.

Нет никакой политики, никакой дипломатии, никаких попыток подчинить себе другого.Как ты можешь пытаться подчинить человека, которого любишь? Только подумай об этом - подчинение это род ненависти, гнева, враждебности. Как можно даже думать о том, чтобы подчинить себе человека, которого ты любишь? Ты хотел бы видеть этого человека совершенно свободным, независимым; ты хотел бы дать ему больше индивидуальности.

Именно поэтому я называю это великим парадоксом: они вместе настолько, что почти слились в одно, но все же в этом единстве остаются индивидуальностями. Их индивидуальности не смешиваются - они усиливаются. Другой обогащает в том, что касается свободы.

Отрывок из книги ОШО - "Зрелость"

Один из отцов-основателей системной и семейной терапии, Мюррей Боуэн о критериях дифференциации, «Псевдо-Я» и «Твердое Я»
Независимое функционирование интеллекта -не единственный критерий правильной дифференциации. Есть «Псевдо-Я» и «Твердое Я».
«Твердое Я» является у человека своим собственным, оно «слагается из четко определенных представлений, убеждений и жизненных принципов, которые попадают в Я из жизненного опыта через процесс интеллектуального рассуждения и в результате тщательного отбора». Благодаря этому истинное Я обладает единством и когерентностью: «Каждое убеждение твердого Я, каждый жизненный принцип сочетается со всеми другими».
Основание для того, чтобы называть «истинное Я» «твердым» состоит в том, что «твердое Я» способно противостоять не только реакциям собственной эмоционально-инстинктивной системы, но и давлению окружающих. «В любой конкретной ситуации оно говорит: «Вот это я, я в это верю, на том стою, это буду делать, а этого не буду». … Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и за последствия своих действий. … Твердое Я будет действовать в соответствии со своими принципами даже в самой жесткой и тревожной ситуации.
В отличие от этого «псевдо-Я слагается из широкого круга принципов, верований, житейской мудрости и знаний, которые считаются «правильными» и усваиваются потому, что этого требует группа. Поскольку эти принципы приобретаются под давлением, они бывают случайными и не сочетаются друг с другом, хотя индивид может и не осознавать их противоречивости.

«Псевдо-Я» создается под давлением эмоций и под давлением эмоций же может быть модифицировано. Любая эмоциональная единица, будь то семья или целое сообщество, осуществляет давление на членов своей группы с целью подчинения идеалам и принципам группы. … Псевдо-Я - это притворное Я, … это актер, оно может быть представлено многими разными Я. … Для большинства людей несложно определить явное притворство, но, поскольку каждый из нас немного актер, бывает весьма трудно определить тонкое притворство. … хороший актер может быть настолько реалистичным, что без детального знания особенностей функционирования эмоциональных систем и ему самому и окружающим его людям бывает невозможно разграничить твердое я и псевдо-Я… Псевдо-Я создается по образу и подобию системы отношений, и оно является предметом обмена в системе отношений».
Мюррей Боуэн.

Огромная благодарность