Вертикальные сады патрика бланка технология. Чудо света своими руками: биолог Патрик Бланк о том, как вырастить вертикальный сад

Советы банщикам

Французский ботаник Патрик Блан (Patrick Blanc) широко известен как дизайнер вертикальных садов, или «le Mur Végétal» («овощная стена» в переводе с французского). Он ученый, художник и новатор, украшающий наши города живыми зелёными стенами, радующими глаз и благоухающими свежестью. Ландшафтный дизайнер использует свои глубокие знания мира растений, черпая особое вдохновение во флоре Таиланда и Гавайев, чтобы создать сочную палитру зеленых оттенков на месте унылого бетона.

Патрик Блан (родился 3 июня 1953 года) длительное время практиковал свои эксперименты с растениями дома. В 12 лет он создал свою первую версию растительной стены, посадив цветы в горшках на петлях вдоль стен сада его родителей в парижском пригороде. После изучения того, как укоренение растений в воде может очистить их от нитратов, он вырастил рододендроны в своем аквариуме. Это и многое другое отразилось на будущей концепции вертикальных садов.

Очарованный растениями, которые произрастают без почвы и при слабом освещении, он продолжил изучать это явление в Университет Пьера и Марии Кюри в Париже (Université Pierre et Marie Curie или UPMC - Paris Universitas). в 1972 Блан впервые посещает Малайзию и Таиланд, чтобы наблюдать за растениями, которым удается вырасти на скалах или в лесном подлеске.

Это исследование стало основой для карьеры в ботанике (Патрик работал в Национальном Центре Научного Исследования в Париже в течение 25 лет) и, главное, - для его работы с вертикальными садами, которые растут в закрытом помещении, используя искусственное освещение. Блан понял, что ключ к успеху лежит в использовании только той зелени, которая растет на скалах и не нуждается в почве, а также в использовании правильных растений в правильном месте, учитывая достаточное количество света, воды и питательных веществ.

Для создания вертикального сада на несущей стене здания монтируется металлический каркас, поддерживающий пластину ПВХ толщиной 10 мм. К ней прикреплены два сшитых слоя полиамида 3 мм толщиной каждый. Эти слои подобны наскальным мхам и поддерживают корни большинства растений. Питание, содержащее необходимые для роста растений растворенные минералы, обеспечивается капиллярной структурой слоев.

Корни растений поднимают питательные вещества, в которых они нуждаются, а избыток жидкости собирается у основания стены в водосточный желоб, прежде чем снова попасть в сеть труб. Такая система работает по замкнутому кругу. Растения подобраны в зависимости от их способности расти в данных климатических условиях. Вес одного квадратного метра сада не превышает 30 кг.

С 1988 Бланк создал десятки этих ботанических «гобеленов» в общественных и частных местах по всему миру, включая Marithé & François Girbaud boutique в Манхэттене, торговый центр Siam Paragon в Бангкоке и Музей современного искусства 21st Century в Канадзаве (Япония). Все это только сравнительно недавние проекты.

А серьезное внимание международного сообщества его работа начала привлекать, благодаря высококлассному проекту Музея на набережной Бранли́ (фр. Le musée du quai Branly) в Париже, который открылся в 2006 и собрал в своей коллекции образцы «примитивного искусства» народов Африки, Азии, Океании и Америки. Согласно проекту Патрика Блана, административный центр музея покрыли 200 разновидностями растений.

Но главным местом реализации идей дизайнера стал его собственный дом, со временем превратившийся в бунгало тропических джунглей в предместьях Парижа. Жилище Патрика Блана - это одновременно и тщательно продуманная экосистема, и рабочая лаборатория, и уникальная коллекция экзотических растений и даже животных.

В доме нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают сине-зеленые малайзийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

Стоимость вертикальных садов варьируется в зависимости от площади насаждений и сложности работы. Затраты на материалы составляют приблизительно 680$ за 10 квадратных футов плюс оплата рабочим. Блан берет процент от полной стоимости проекта и предоставляет установку садовникам. При этом он постоянно посещает место во время установки, чтобы вносить свои коррективы и делать указания.

В эру, когда деятельность человеческое присутствие является подавляющим практически во всех сферах на Земле, вертикальные сады помогают урегулировать наши взаимоотношения с природой. Люди становятся более чувствительными к природному началу, если, к примеру, каждый день видят растительную стену в метро. Живые стены имеют большое будущее для внутренней гармонии и душевного благополучия людей, живущих в городах.

Текст: Юлия Рыжкова, специально для Д.Журнала

Работы Патрика Блана:
1988 - Первая зеленая стена в Музее Науки и Промышленности Парижа
1998 - Fondation Cartier в Париже
2000 - Аквариум Genoa, Италия
2001 - Perhsing Hall Hotel в Париже
2003 - Marithé & François Girbaud boutique в Манхэттене
2003 - French Embassy в Нью-Дели
2004 - Зеленый фасад административного здания музея Quai Branly в Париже
2004 - Музей современного искусства 21st Century, Канадзава, Япония
2005 - Северная сторона торгового центра в Авиньоне
2005 - Vinet Square в Бордо (с Michel Desvigne)
2005 - Торговый центр Siam Paragon в Бангкоке
2006 - Weleda, 8-ой район Парижа
2007 - BHV Hommes shop (BHV for men), 4-ый район Парижа
2007 - CaixaForum, Мадрид
2008 - Арка перед Большим театром Прованса в Экс-ан-Прованс
2008 - Galeria Przymorze, торговый центр в Гданьске, Польша
2008 - Melbourne Central Shopping Centre, Австралия
2008 - Galeries Lafayette, Берлин, Германия
2009 - Athenaeum Hotel, Пиккадилли, Лондон, Великобритания
2010 - Ronald Lu & Partners, Гонконг

Patrick Blanc: Converting Our City Walls into Vertical Gardens , Urban Times, 2.12.2011.

Д.Журнал, 8.04.12

All His Rooms Are Living Rooms . New York Times, 3.05.2007.

Культурный центр в Ле-Блан-Мений (Le Blank Mesnil Forum Culturel), Франция, 1999

Интерьер студии-мастерской дизайнера Патрика Виллье (Patrick Veillet), Париж, Франция, 2009


Гастропаб The Driver , Лондон, Великобритания, 2011


Отель «Aтенеум» (Athenaeum Hotel), Лондон, Великобритания, 2009


Icon Hotel, Политехнический институт Гонк-Конга, 2011


Фирменный зал SkyTeam (Sky Team Lounge) в аэропорте Лондон-Хитроу, Лондон, 2009

Trio Building, Сидней, Австралия, 2009

Экспозиция в культурном центре Картье «Fondation Cartier pour l’art Contemporain» (the Cartier Foundation of Contemporary Art), Париж, Франция, 1998

Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания, 2007 год

Растительное платье «Robe Vegetale» для коллекции Жана-Поля Готье (Jean-Paul Gaultier), 2002

Музей на набережной Бранли́ (фр. Le musée du quai Branly), 2005

Интерьер штаб-квартиры компании «Джонсон Вакс» (1936-1939) в Расине, шт. Висконсин, США

Французский дизайнер-натуралист Патрик Бланк (Patrick Blanc) обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием «Вертикальные сады». Изобретение месье Бланка чрезвычайно рациональное и, как все гениальное, удивительно простое. К фасаду здания монтируется металлическая рама с тонким настилом полимерного войлока с капиллярной структурой, по которой поднимается влага и минералы. Именно в него высаживаются семена и саженцы растений.

Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий – отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с землей, которые крепятся вверху на стенах. Благодаря разработанной Патриком Бланком системе высотного орошения, вес вертикального сада сводится к минимуму. Средняя толщина «зеленой» стены не превышает нескольких сантиметров, а ее квадратный метр весит не более 30 кг.


Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных городов.

Питер Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет. Будучи подростком, он экспериментировал с цветами, которые высаживал на обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал проводить более серьезные исследования с различными растениями и минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.

Но главным место реализации его оригинальных идей стал собственный дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка – это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

В отличие от уже известных методов озеленения с использованием таких неприхотливых и невзрачных растений как плющ и виноградная лоза, работа месье Бланка – это настоящее садоводческое искусство. Его «изюминка» состоит в том, что, высаживая в один квадратный метр несколько десятков различных растений, дизайнер создает высокохудожественные композиции, напоминающие картины тропических пейзажей. При этом месье Бланк незыблемо соблюдает одно из главных правил – никогда не повторяться.

В самом начале своей карьеры Патрик Бланк даже и подумать не мог о возможной взаимосвязи ботаники и дизайнерского мастерства. Придуманная им система вертикального крепления и выращивания растений стала революционным открытием в сфере современного декора. Впервые месье Бланк выступил с наглядными примерами реализации своих идей в 1994 году во время парижского фестиваля ландшафтного дизайна. Его экспозиция с «живой стеной» из экзотических садовых растений привлекла внимание сотен специалистов и сразу же была охарактеризована как образец развития новой тенденции в искусстве декорации.

Заказы на озеленение зданий по системе Бланка начали поступать не только от владельцев частных резиденций, но и от именитых архитекторов и декораторов, таких как Ренцо Пиано и Андре Путман. Например, по просьбе последнего, Патрик Бланк внес свою лепту в «зеленое» оформление ресторанной зоны отеля Pershing Hall и создал под его куполом 30-метровый лиственный каскад из папоротников, белых гвоздик, ирисов и бегоний, после чего эта гостиница превратилась в одну из самых модных и посещаемых в Париже.

Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку, ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений, создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1 квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание «вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее своевременной подпиткой.

Сегодня вертикальные сады Бланка украшают фасады административных зданий, ресторанов, паркингов, шопинг-центров, музеев, фешенебельных бутиков и отелей всего мира. Став неотъемлемым элементом парижского дизайна, «живые» стены можно увидеть в офисах международных компаний и банков. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во Франции, Бразилии и Японии – все это лишь неполный перечень мест, где можно полюбоваться творениями Патрика Бланка.

Самым грандиозным проектом французского ботаника-декоратора является оформление музея Ке Бренли в Париже в 2006 году. Месье Бланк создал удивительный живой гобелен общей площадью около 800 квадратных метров из 15 тысяч растений 170 различных видов. Искусственные джунгли раскинулись по стенам музея, изменяя свои очертания в зависимости от угла освещения.


Музей du quai Branly, Париж

Патрик Бланк не собирается останавливаться на достигнутом. В его планы входит реализация целого ряда новых проектов в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.

Испытывая острое желание максимально озеленить современные урбанизированные территории и превращая бетонную серость мегаполисов в произведения дизайнерского искусства, сам месье Бланк очень скромно характеризует свою работу. «Я просто стараюсь примирить город с природой», – говорит он.

Источники:
текст: graftio.com/
фото: dobrodetel.com/

Патрик Бланк родился 3 июня 1953 года в Париже. Он ботаник и создатель вертикальных садов. Вертикальные сады Бланка можно увидеть во всем мире. Он создает невероятные работы живого искусства для городов, общественных зданий, музеев, отелей, ресторанов, торговых центров и частных жилых домов. Предлагаем вашему вниманию некоторые из его удивительных шедевров.

(Всего 23 фото)

1. Halles Avignon, Прованс, Лазурный берег. (PATRICK BLANC)

2. Комментарий Патрика Бланка: «А действительно ли растениям нужна почва? Не обязательно. Почва – всего лишь механическая поддержка. Растениям важны только вода и минералы, которые находятся в этой почве, а также свет и углекислый газ для фотосинтеза». На фото: Caixa Forum, Мадрид. (PATRICK BLANC)

3. «Там, где есть вода круглый год, например, в тропических лесах или умеренных горных лесах, растения могут расти на камнях, стволах деревьев и беспочвенных склонах. В Малайзии, к примеру, из 8000 известных видов растений около 2500 растут вообще без почвы». На фото: Caixa Forum, Мадрид. (PATRICK BLANC)

4. «Даже в частях света с умеренным климатом многие растения растут на скалах, у входов в пещеры или на упавших камнях. В таких местах растут многие виды барбариса, спирея и кизильник. Их изогнутые от природы ветви говорят от том, что они произошли из крутых от природы биотопов, а не из плоских мест, таких как сады, где мы обычно их выращиваем…» На фото: Caixa Forum, Мадрид. (PATRICK BLANC)

5. «Таким образом, растения могут расти на почти беспочвенной вертикальной поверхности, пока у них есть доступ к воде». На фото: CapitaLand, Сингапур. (PATRICK BLANC)

6. «Если корни могут проникать вглубь стены, они легк омогут повредить ее. Именно это произошло с храмами в Ангкоре». На фото: Pont Max Juvenal, Прованс. Фотография до… (PATRICK BLANC)

7. «Но это можно предотвратить, если растениям регулярно давать воду. Тогда корни лишь распространяются по поверхности, оставляя внутренние стены целыми и невредимыми». На фото: Pont Max Juvenal, Прованс. Фотография после. (PATRICK BLANC)

8. Исходя из этих наблюдений и решив создать постоянный растительный покров на стене без особых усложнений, Патрик Бланк пришел к идее создания вертикальных садов. На фото: Pont Max Juvenal, Прованс. (PATRICK BLANC)

9. Главная инновация – использовать способность корней расти не только на объеме (почвы, воды, песка), но и на поверхности. Без почвы система поддержки растений очень легкая, а потому ее можно поставить на любую стену, не зависимо от ее размеров. На фото: Отель в Нантере, Франция. (PATRICK BLANC)

10. Вертикальные сады также можно сделать внутри здания. Тогда нужно искусственное освещение. Их можно даже сделать в закрытом пространстве, куда не проникает естественный свет, например, в подземных парковках. На фото: Национальный театр в Тайбэе. (PATRICK BLANC)

11. Выбор видов растений производится в зависимости от преобладающих климатических условий. На фото: Immeuble ICF, Бордо. (PATRICK BLANC)

12. Вертикальный сад состоит из трех частей: металлического каркаса, слоя ПВХ и слоя войлока. Металлический каркас вешается на стену или может стоять у нее. Он обеспечивает подачу воздуха, служа системой изоляции тепла и звука. На фото: Immeuble ICF, Бордо. (PATRICK BLANC)

13. Слой ПВХ в 1 см крепится к металлическому каркасу. Этот слой дает крепости всей структуре, делая ее водонепроницаемой. К слою ПВХ крепится слой войлока из полиамида. Этот войлок не гниет, а его повышенная капиллярность позволяет равномерно распределять воду. Корни растут именно на этом слое. На фото: Отель «Icon Hotel» в Гонконгском политехническом университете. (PATRICK BLANC)

14. Растения размещают на этом слое в виде семян, побегов или уже сформировавшихся растений. Плотность – где-то 30 растений на квадратный метр. На фото: Отель «Icon Hotel» в Гонконгском политехническом университете. (PATRICK BLANC)

15. Поливание осуществляется сверху. Воду из под крана необходимо снабжать питательными веществами. Поливание и удобрение происходит автоматически. На фото: Станция метро Авлабари, Тбилиси. (PATRICK BLANC)

16. Общий вес вертикального сада, включая растения и металлическую рамку, - менее 30 кг на квадратный метр. Поэтому вертикальные сады можно сделать на любой стене без ограничения размеров или высоты. На фото: Площадь Испании, Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания. (PATRICK BLANC)

17. Вертикальные сады позволяют человеку воссоздавать живую систему, похожую на природную среду обитания. Это способ вернуть природу туда, откуда ее когда-то убрал человек. Благодаря ботаническим знаниям, можно создать почти природные шедевры, даже несмотря на то, что они сделаны руками человека. На фото: Площадь Испании, Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания. (PATRICK BLANC)

18. В городах по всему свету обычную «голую» стену можно превратить в настоящее убежище растительности. Это также отличный способ добавить немного природы в загнувшийся от суеты город. На фото: Музей на набережной Бранли, Париж. (PATRICK BLANC)

19. Кроме того, благодаря эффекту термической изоляции вертикальные сады очень эффективны и помогают снизить потребление энергии, как зимой (защищая здание от холода), так и летом (предоставляя естественную систему охлаждения). На фото: Здание «Trio Building» в Сиднее. (PATRICK BLANC)

20. Вертикальные сады – отличный способ очистить воздух. На фото: Зал ожидания бизнес-класса в Сиднейском аэропорту. (PATRICK BLANC)

21. Помимо листьев и их хорошо известной способности улучшать воздух, корни и все микроорганизмы также служат большой поверхностью для очищения воздуха. На фото: Зал ожидания бизнес-класса в Сиднейском аэропорту. (PATRICK BLANC)

22. На войлоке частички берутся из воздуха и медленно разлагаются и минерализируются, а уже потом превращаются в удобрения. На фото: Тулуза, Франция. (PATRICK BLANC)

23. Таким образом, вертикальные сады –отличный инструмент для лечения воздуха и воды там, где плоские поверхности уже во всю эксплуатирует человек. На фото: Пача, Лондон. (PATRICK BLANC)

Патрик Блан родился 3 июня 1953 года в Париже. Работает биологом и создает вертикальные сады по всему миру. Своими произведениями он украшает музеи, гостиницы, рестораны, общественные здания и частные дома. Подробнее о его работах в этом посте. Вертикальный сад на улице Авиньон, Кот- Азур.

Культурный центр Ciaxa forum, Мадрид. работа 2007 года.
Начало работ

В любом городе мира голые стены могут быть превращены в вертикальные сады. Патрик изобрел технологию при которой даже в самом суровом климате растения сохраняют свой рост. CapitaLand, Сингапур. В этой работе Патрик украсил офисное здание в центре Сингапура.

Мост во Франции. На фото мост до того как за него взялся Патрик. Удивительно на сколько он преобразился после его работы.

Вертикальные сады способствуют энергосбережению так как в холодное время года удерживают тепло, а в жару тепло отводят. Отель в Париже, работа 2005 года.

Театр в TaIpei,Китай. Композиция выполнена в 2009 году.

Так же Сады являются прекрасным очищающим средством для городского воздуха. Жилой дом в Бордо, Франция. 2007 год.

Патрик так же придумал специальную систему полива этих садов, при которой расходуется минимальное кол-во воды. Политехнический университет в Гонконге 2011год.

Станция Авлабари, Тбилиси, Грузия. 2010 год.

Санта Крус де Тенерифе, Испания, 2007 год.

Музей Бранли, Париж, 2005 год.

Жилой дом в Лондоне, Работа 2009 года.

Сидней,Австралия 2007 год.

Композиция в Тулузе 2005 год.

Французский дизайнер-натуралист Патрик Блан (Patrick Blanc) обрел всемирную известность благодаря системе биологического декора под названием «Вертикальные сады». Изобретение месье Бланка чрезвычайно рациональное и, как все гениальное, удивительно простое. К фасаду здания монтируется металлическая рама с тонким настилом полимерного войлока с капиллярной структурой, по которой поднимается влага и минералы. Именно в него высаживаются семена и саженцы растений.

Одно из самых важных преимуществ этого способа озеленения зданий - отсутствие традиционных для современных висячих садов лотков и горшков с землей, которые крепятся вверху на стенах. Благодаря разработанной Патриком Бланком системе высотного орошения, вес вертикального сада сводится к минимуму. Средняя толщина «зеленой» стены не превышает нескольких сантиметров, а ее квадратный метр весит не более 30 кг.

Как ведущий сотрудник Национального исследовательского центра Франции, месье Бланк скрупулезно изучил тропические леса Малайзии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных городов.

Питер Бланк начал проводить свои первые опыты в возрасте 12 лет. Будучи подростком, он экспериментировал с цветами, которые высаживал на обычной клумбе возле дома. Со временем, французский ученый начал проводить более серьезные исследования с различными растениями и минералами. Затем была учеба в парижском университете и работа в национальном исследовательском центре, которой он посвятил более 25 лет.

Но главным место реализации его оригинальных идей стал собственный дом, со временем превратившийся в оазис тропических джунглей близ Парижа. Одноэтажное жилище Патрика Бланка - это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонизирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.

В отличие от уже известных методов озеленения с использованием таких неприхотливых и невзрачных растений как плющ и виноградная лоза, работа месье Бланка - это настоящее садоводческое искусство. Его «изюминка» состоит в том, что, высаживая в один квадратный метр несколько десятков различных растений, дизайнер создает высокохудожественные композиции, напоминающие картины тропических пейзажей. При этом месье Бланк незыблемо соблюдает одно из главных правил - никогда не повторяться.

В самом начале своей карьеры Патрик Бланк даже и подумать не мог о возможной взаимосвязи ботаники и дизайнерского мастерства. Придуманная им система вертикального крепления и выращивания растений стала революционным открытием в сфере современного декора. Впервые месье Бланк выступил с наглядными примерами реализации своих идей в 1994 году во время парижского фестиваля ландшафтного дизайна. Его экспозиция с «живой стеной» из экзотических садовых растений привлекла внимание сотен специалистов и сразу же была охарактеризована как образец развития новой тенденции в искусстве декорации.

Заказы на озеленение зданий по системе Бланка начали поступать не только от владельцев частных резиденций, но и от именитых архитекторов и декораторов, таких как Ренцо Пиано и Андре Путман. Например, по просьбе последнего, Патрик Бланк внес свою лепту в «зеленое» оформление ресторанной зоны отеля Pershing Hall и создал под его куполом 30-метровый лиственный каскад из папоротников, белых гвоздик, ирисов и бегоний, после чего эта гостиница превратилась в одну из самых модных и посещаемых в Париже.

Стоимость зеленых шедевров Патрика Бланка трудно оценить навскидку, ведь в каждой композиции применяется различный ассортимент растений, создается оригинальный рисунок, да и размеры существенно отличаются. Сам же дизайнер оценивает свою работу в среднем из расчета 500 евро за 1 квадратный метр сада. При этом он подчеркивает, что содержание «вертикальной» оранжереи не потребует больших расходов: биологическая система развивается сама по себе, достаточно лишь следить за ее своевременной подпиткой.

Сегодня вертикальные сады Бланка украшают фасады административных зданий, ресторанов, паркингов, шопинг-центров, музеев, фешенебельных бутиков и отелей всего мира. Став неотъемлемым элементом парижского дизайна, «живые» стены можно увидеть в офисах международных компаний и банков. Французское посольство в Дели, эксклюзивные бутики на Манхеттене и в Париже, торговый центр в Бангкоке, музеи современного искусства во Франции, Бразилии и Японии - все это лишь неполный перечень мест, где можно полюбоваться творениями Патрика Бланка.

Самым грандиозным проектом французского ботаника-декоратора является оформление музея Ке Бренли в Париже в 2006 году. Месье Бланк создал удивительный живой гобелен общей площадью около 800 квадратных метров из 15 тысяч растений 170 различных видов. Искусственные джунгли раскинулись по стенам музея, изменяя свои очертания в зависимости от угла освещения.

Патрик Бланк не собирается останавливаться на достигнутом. В его планы входит реализация целого ряда новых проектов в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.

Испытывая острое желание максимально озеленить современные урбанизированные территории и превращая бетонную серость мегаполисов в произведения дизайнерского искусства, сам месье Бланк очень скромно характеризует свою работу. «Я просто стараюсь примирить город с природой», - говорит он.

Растения, захватывающие железобетонные здания, для того чтобы вернуть их в лоно природы - это не очередной сценарий конца света, а творческий метод Патрика Бланка , дизайнера, инженера и биолога, который уже 25 лет украшает города мира вертикальными садами и зелеными полотнами. Т&P выяснили, как устроена работа Блака, почему его называют «Зеленым человеком» и как самому превратить мертвую стену в живой организм.

Патрик Бланк использует для своих творений тропические растения, в особенности те, что растут в подлеске. Им почти не нужно земли и света, - необходимо только поверхность, за которую можно зацепиться корнями, немного воды и питательных веществ. Растительные колонны и зеленые стены Бланка можно увидеть в самых разных городах по всему миру: в Сиднее, Нью-Дели, Шанхае, Осаке, Бахрейне, Барселоне, Дюссельдорфе, Гданьске, Мюнхене, Лос-Анджелесе, Рио-де-Жанейро. Вертикальные сады бывают самых разных размеров: от миниатюрных палисадников во внутренних помещениях до колоссальных растительных ковров во все здание. Некоторые работы Патрика напоминают фантазии о пост-апокалипсисе, когда после мировой катастрофы городское пространство начинает захватывать природа. Заросшие небоскребы выделяются на фоне общей массы зданий из бетона и стекла. Их стены выглядят подвижными из-за того, что листва шевелится на ветру, а рядом всегда пахнет растениями и влажностью.

«Отчасти он ощущает себя растением. Едва ли способ превращать офисные здания в тропические джунгли мог быть изобретен ординарным биологом, полагающимся только на собственный разум»

Для того, чтобы создать вертикальный сад, команда Бланка сначала монтирует на стене металлический каркас, который поддерживает листы ПВХ толщиной 10 мм. Затем на них при помощи скоб закрепляют два слоя синтетического полиамидного волокна, каждый - по 3 мм в толщину. Оно имитируют мхи, растущие на отвесных скалах, и поддерживает корни растений. Система труб с клапанами подает питательный раствор, содержащий необходимые минералы. Капиллярный эффект позволяет ему распределиться по волокну и стекать вниз под действием силы тяжести. Корни растений впитывают воду и необходимые вещества, а жидкость, которая остается после этого, собирается в желобе у подножия стены и снова попадает в трубопровод.

Сам Патрик выглядит не менее экстраординарно, чем его сады. Он красит волосы в изумрудный цвет, носит зеленые рубашки и отращивает ногти на левой руке, так что во время экспедиций они приобретают довольно пугающий вид. В свои 60 в поисках подходящих видов растений, а также вдохновения для создания «зеленых стен», Бланк успел объездить весь Земной шар. В разные годы в этих экспедициях ему приходилось жить на плоту Capony Raft под пологом леса, общаться с аборигенами с острова Новая Гвинея, путешествовать на воздушном шаре и останавливаться в камерунских ночлежках, где из удобств были только деревянные скамейки для сна. Несколько раз ученый получал травмы, и все же до сих пор при первой возможности он стремился залезть на дерево, зайти в лесную реку прямо в одежде или лечь в канаву с водой. Судя по всему, отчасти он ощущает себя растением. Едва ли способ превращать офисные здания в тропические джунгли мог быть изобретен ординарным биологом, полагающимся только на собственный разум.

«Вместо того, чтобы являться полем для каракулей, площадкой для граффити или вообще ничем, простая стена становится чем-то поэтическим»

История увлечения Бланка вертикальными садами началась еще в детстве. «Когда мне исполнилось восемь лет, у меня появился аквариум, полный тропических рыбок, и мне стало интересно, как устроены экосистемы, - рассказывает он. - В 13 лет я прочитал в немецком журнале, что лучший способ очистить аквариум - это опустить в него корни растений и оставить их расти так. Изначально я сделал так для очистки воды, но вскоре меня захватила идея того, что растения могут существовать безо всякой потребности в почве. Я вырастил вертикальный сад в собственной спальне, когда мне было 18. Я поливал его с помощью насоса в аквариуме. Сейчас стены, которые я делаю, получают воду по той же технологии».

Сегодня Патрик работает не только как дизайнер, ученый и ботаник, но и как автор. Он выпустил четыре книги: «Растения на солнце в тропическом лесу», «Как приятно быть растением», «Причуды растений» и «Зеленая стена в городе и стране». «Сейчас, когда половина человечества живет в городах, нам нужно показывать, что природа может выразить себя в урбанистке, - уверен он. - Наша способность воспринимать ее безграничную кипучую энергию может повысить чувствительность горожан к нуждам охраны натуральной среды обитания», - пишет Патрик Бланк в одной из своих работ.

По словам ботаника, у вертикального сада есть масса преимуществ перед горизонтальным. Все растения в нем хорошо видно, - совсем не так, как в традиционном саду, где все зависит от перспективы. «Я думаю, что главное, что нужно подчеркнуть - это позитивное влияние, которое зеленые стены оказывают на наблюдателей, - говорит Патрик. - Вместо того, чтобы являться полем для каракулей, площадкой для граффити или вообще ничем, простая стена становится чем-то поэтическим».

Алгоритм создания «зеленой стены»

Чтобы начать, вам потребуется металлическая рамка, которую нужно закрепить на стене. Ее глубина должна составлять 4 см.