Художественный стиль ампир. Стиль ампир - Имперский стиль в моде и архитектуре

Отделка и интерьер

- (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной … Художественная энциклопедия

ампир - а, м. empire m. 1. Крупное монархическое государство древнего и нового времени. БИШ. По французски произносится: empire. Что такое империя? , спросил меня один знакомый. Это соединение несоединяемых под одну власть, отвечал я. Огарев Империя. 2 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ампир - АМПИР, а, м. Что л. помпезное, вычурное, напыщенное, претенциозное. Не баба ампир. Сталинский ампир архитектура времен И. В. Сталина. Советский ампир типичная советская архитектура … Словарь русского арго

- (от франц. empire букв. империя), Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент),… … Большой Энциклопедический словарь

Ампир - Ампир. Ф.О. Жакоб. Шкафчик. Национальный музей. Фонтенбло (Франция). АМПИР (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1 й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АМПИР, ампира, муж. (франц. empire, букв. империя) (иск.). Художественный стиль, преим. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19 го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

- (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1 й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.… … Современная энциклопедия

1. а, муж. Возникший во Франции в конце 18 нач. 19 в. стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а. | прил. ампирный, ая, ое (к … Толковый словарь Ожегова

- (от французского empire, буквально империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Сущ., кол во синонимов: 1 стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Ампир "В" , Виктор Пелевин. Юноша становится вампиром, сверхчеловеком, одним из представителей расы, выведшей людей для прокорма, как скот. В новой жизни ему предстоит изучить самые важные науки для понимания…
6327 12.03.2019 7 мин.

“Ампир” в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел . Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.

Особенности

Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.

В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом , который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе , образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и .

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.

Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Интерьер

Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:

  • Строгие линии.
  • Торжественность форм.
  • Парадность композиций.

Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.

К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:

  • Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
  • Стрелы, собранные в пучках.
  • Связки копий, щиты с рельефами.
  • Топоры.

Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.

Мебель

Мебель в стиле ампир характеризуется, как в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в .

Ампирная мода

Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый .

Особенности стиля в одежде

Законодательницами женской моды в Париже были:

  • Жозефина Богарне.
  • Тереза Тальен.
  • Мадмуазель Ланж.

Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».

Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.

После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.

В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.

Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.

Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.

Под наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.

Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).

Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.

Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).

Обувь шили на плоской подошве, в форме “лодочки” с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.

Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.

Особенности стиля в прическах

В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.

Выводы

Ампир стал переходным этапом от ренессансной к эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.

Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.

Ампир является финальным этапом классицизма, появившегося во второй половине XVIII века. В эпоху Наполеона Бонапарта классицизм переродился в официальный стиль, что нашло отражение в его названии. Слово «ампир» образовано от французского empire – «империя». Стиль быстро распространился не только во Франции, но и во многих других европейских государствах.

У себя на родине ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и величием дворцовых интерьеров. Законодателями этого стиля были придворные архитекторы Наполеона: Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир в архитектуре является одним из так называемых королевских стилей, которые характеризуются театральностью во внешнем и внутреннем оформлении построек. К особенностям этого стиля относят обязательное наличие колонн, лепных карнизов, пилястров и других классических элементов. Кроме того, для ампира типично использование скульптур античного образца, а также скульптурных конструкций с грифонами, сфинксами, львами и т.п.

Подобные украшения в архитектуре стиля ампир расположены упорядоченно со строгим соблюдением симметрии. Идея могущества власти и государства подчеркивалась массивными монументальными формами и богатым декором с элементами военной символики, заимствованными из Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта.

Ампир в России

В начале XIX века французская культура была популярна среди высших слоев российского общества. В Петербурге и других городах многие государственные здания и дома богатых граждан строились архитекторами, приглашенными из других стран. Для постройки Исаакиевского собора император Александр I пригласил молодого французского архитектора Огюста Монферрана, который впоследствии стал основоположником «русского ампира».

В России этот стиль получил разделение на петербургский и московский. В основе этого деления лежали не столько территориальные признаки, сколько близость к классицизму, сильнее чувствовавшаяся в ампире. Самым известным архитектором петербургского направления стал Карл Росси, создавший ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Дворцовой площади со Зданием Генерального Штаба и триумфальной аркой и ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.

Возрождение ампира, как величественного имперского стиля, произошло в Советском Союзе с середины 30-х до середины 50-х годов XX века. Это направление в архитектуре получило название «сталинский ампир».

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.

Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.

Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.

Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.

Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.


Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.

Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.

Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.

Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.

Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1: 7 и 1: 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.



Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.



В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов - рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.


Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой - подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.


Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.

Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.


Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.


Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко , большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.

Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.

Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.


Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.


Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.

Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll .

Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.




Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта.

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капителью
Активно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.
Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой. Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С. Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана , который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.
Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов , скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»
«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.
Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)
Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.
Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».
Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто , которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.