Продать излишки электроэнергии. Зеленый тариф

Окна и двери

Благодаря изменениям в украинском законодательстве теперь граждане наравне с организациями могут продавать энергию, генерируемую их альтернативным источником, по специальным зеленым тарифам.

Что такое зеленый тариф?

Это особая тарифная сетка, согласно которой правительство от имени государственной компании «Энергорынок» приобретает у коммерческих организаций и частных лиц электрическую энергию, генерированную с применением восстанавливаемых источников – солнца (солнечные панели), ветра (ветряки), биологических веществ (биотопливо), а также воды (небольших гидроэлектростанций).

Такой тариф на солнечную электроэнергию от частных лиц обеспечивает возможность оптимальной эксплуатации конструкций солнечных батарей для снабжения электричеством жилых строений и повышения их рентабельности. Владельцам индивидуальных домов государство всегда платит за избыток электроэнергии, поставленный в наружную энергосеть.

Закон о зеленом тарифе

Теперь тарифная ставка привязана к европейской валюте.

Для частных домохозяйств разрешенная мощность по зеленому тарифу на электроэнергию в Украине составляет 30 кВтвместо прежних 10 кВт.

Предприятиям разрешено пользоваться оборудованием любых производителей, а не только местных, как прежде. Но при использовании украинских комплектующих можно получить доплату к основной ставке. Так, если в установке имеется 30-50% комплектующих, выпущенных в Украине, ставка повышается на 5-10%.

Основной целью создания зеленого тарифа было поощрение развития новейших типов энергоресурсов и создание благоприятных условий для инвесторов, вкладывающих средства в технологии использования восстанавливаемых источников электроэнергии. Для владельцев частных домов главными плюсами установки солнечных панелей будет возможность сэкономить на электричестве от центральной энергосети, быстрая окупаемость приборов для энергосбережения, и дополнительный доход за продажу избытков энергии.

В Украине тарифная сетка для электрической энергии, выработанной с применением разных восстанавливаемых источников, установлена в законодательном порядке и приведена в соответствующем Законе. Принятая программа рассчитана на период до 2030 г.

Чем выгоден зеленый тариф?

Экономия на потреблении электрической энергии – основная цель и компаний, и обычных граждан. Стремление сократить затраты заставляет их отыскивать разные нестандартные методы выработки электричества и его перераспределения. Наиболее легким из данных методов считаются солнечные панели. Однако электричество в домохозяйствах в течение года используется неравномерно, и пик энергопотребления приходится на зиму.

При этом солнечные батареи, напротив, генерируют в несколько раз больше электроэнергии весной и летом. В результате в летнее время появляется избыток генерируемого электричества, не находящий применения в условиях частного домохозяйства. Как правило, специальный элемент – инвертор – выключает установку, но может случиться и так, что избыток электроэнергии поступит в наружную энергосеть, а установленный счетчик посчитает ее как потребленную жильцами, что приведет к дополнительным расходам вместо экономии. Разумеется, монтаж солнечных батарей в расчете на неполное применение вырабатываемого ими электричества и параллельная оплата его избытков, задаром поставляемых Облэнерго, трудно назвать выгодным решением.

Сколько можно сэкономить на зеленом тарифе?

На практике применение энергии солнца говорит о том, что на данном этапе в Украине такая энергия пока обходится дороже, чем электричество «из розетки», в том числе и в случае если домохозяйство находится в группе потребления от 800 кВт/час в месяц. Выходит парадоксальная ситуация – люди ставят панели с целью энергосбережения, но в итоге несут еще большие расходы. Для решения данной проблемы и был введен зеленый тариф. Его суть в том, что продажа электроэнергии, вырабатываемой солнечными установками, идет по более высокой цене, с лихвой окупающей затраты на ее выработку. Разумеется, закон имеет ограниченное влияние, поскольку такая тарифная сетка применяется лишь к избытку электроэнергии, выработанной установкой, но не использованной в доме. Чем меньше энергопотребление домохозяйства, и чем выше производительность панелей, тем больше доходы от продажи электроэнергии, и тем быстрее окупаются сделанные вложения.

Размер зеленых тарифов

Тарифная сетка для индустриальных солнечных электростанций:

Год введения в эксплуатацию Стоимость в евро за 1 кВт
2015 0,17
2016 0,16
2017-2019 0,15

Для учета льготного тарифа разрешено устанавливать одно- и трехфазные электросчетчики украинских производителей.

Размер тарифа для организаций рассчитывается путем умножения имеющейся розничной стоимости энергии на коэффициент:

4,4 - для объектов, размещенных на крышах и фасадах строений, мощностью до 100 кВт.
4,6 - для установок, размещенных на крышах строений, мощностью свыше 100 кВт.
4,8 - для наземных объектов.

Давайте посчитаем. Допустим, мощность установки – 200 кВт, а ее годовая производительность – 266,28 МВт. Затраты на ее приобретение составят 247.000 евро, а период окупаемости – 5 лет.

В результате объект будет приносить 47 930 евро ежегодно, и 927 000 евро за расчетный период эксплуатации (25 лет).

Тарифная сетка по зеленому тарифу для граждан:

Период действия Стоимость в евро за 1 кВт
1 июля 2015 – 31 декабря 2015 0,2
1 января 2016 – 31 декабря 2016 0,19
1 января 2017 – 31 декабря 2019 0,18
1 января 2020 – 31 декабря 2024 0,16
1 января 2025 – 31 декабря 2030 0,14

Набор качественных панелей суммарной мощностью в 10 киловатт обойдется вам в минимум 12 тыс. евро. Согласно статистике, в столице подобная конструкция в среднем генерирует свыше 11 тысяч киловатт ежегодно.

Многочисленные исследования показали, что среднестатистическое годовое энергопотребление дома размером не более 300 кв. м. равно 4000 кВт.

Отсюда следует, что при монтаже на крыше солнечных батарей суммарной мощностью 10 киловатт такой дом за 12 месяцев поставит в общую энергосеть 7500 кВт электричества. В случае если собственник данного строения перешел на льготную ставку зеленого тарифа в 2015 г., его доходы будут равны:

(7500*0,2) - 15% = €1275

Также нельзя забывать, что собственник данного домовладения в течение всего года не тратил средств на оплату энергии. Принимая во внимание тот факт, что руководство нашей страны старается уравнять цену электричества для граждан и организаций, базовой ценой 1 киловатта сетевой энергии можно считать 1,68 гривны.

А значит, за год можно сэкономить:

4000*1,68 = 6720 гривны (~285 евро)

Вычислим примерный период окупаемости такого рода конструкции:

12500/(1275+285) = 8,1 лет

В результате проведенных вычислений мы выяснили, что затраты окупятся за 8 лет.

Полезно учесть:

С учетом того, что в настоящий момент цена 1 киловатта по льготной тарифной сетке существенно превосходит цену сетевого киловатта, основной целью собственников солнечных батарей является сокращение энергопотребления. Следствием этого будет продажа больших объемов электричества по более высокой цене, а значит, панели окупятся намного раньше.

Но и в случае если разница между объемом потребленной и сгенерированной энергией мала, либо отрицательная (к примеру, в зимнее время), солнечные панели будут обеспечивать экономию сетевого энергопотребления независимо от того, на какой час приходится его пик, ведь размер разницы высчитывается по окончании текущего месяца. В такой ситуации не имеет значения, что, к примеру, в прохладную погоду в ночное время без перерыва работали обогреватели, и практически целый месяц не выглядывало солнце. Однако несколько ясных дней дадут возможность возместить потребленную электроэнергию, или даже немного заработать, выйдя в плюс.

Процедура оформления зеленого тарифа

Оформление зеленого тарифа для юридических лиц:

Разработка технико-экономического обоснования.
Регистрация юридического лица и прав собственности на земельный участок.
Создание проектной документации.
Подписание договора о подсоединении к энергосетям.
Подключение.
Получение сертификата ГАСКа либо декларации о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
Утверждение тарифа.
Подписание договора купли-продажи электроэнергии.

Оформление зеленого тарифа для граждан:

Покупка и установка солнечных панелей на фасаде или кровле дома.
Предъявление уведомительного письма и схемы подключения.
Согласование схемы с Облэнерго.
Получение счета на оплату услуг Облэнерго.
Ввод узла в эксплуатацию в течение 5 дней после прохождения оплаты.
Заключение договора купли-продажи электроэнергии.

Несмотря на то, что солнечные батареи в России становятся все более популярными, их применение в частном секторе сдерживается отсутствием нормативной и технической базы для подключения солнечных батарей к местным энергосетям.

На настоящий момент договор присоединения к электрическим сетям не предусматривает для частного лица возможности генерации электроэнергии в сеть. Разрешено только потребление. Более того, даже для организация и индивидуальных предпринимателей процедура и условия подключения к сетям генераторов электрической энергии являются такими, что оформление и поставка энергии от солнечных батарей в сеть становится бессмысленной.

Формально подключение солнечных батарей к сетям не запрещено. Необходимо пройти процедуру технологического подключения к местным энергосетям и заключить договор о поставке электроэнергии в сеть. Стоимость технологического подключения к сетям составляет десятки или даже сотни тысяч рублей. Покупать электроэнергию от генератора сети будут, скорее всего, по оптовым ценам рынка электроэнергии, которые меньше розничной цены на электроэнергию примерно в 3 раза. Но продажа электроэнергии от солнечных батарей в сеть на таких условиях бессмысленна. Во всех странах, где мы наблюдаем развитие солнечной энергетики, действуют различные механизмы, стимулирующие применение фотоэлектрических генераторов.

К числу основных таких мер и механизмов относятся :

  1. Обязательное подключение солнечных и ветровых электростанций к сетям (т.е. сети обязаны принимать от таких электростанций энергию)
  2. Компенсация стоимости технологического подсоединения — сети или подключают бесплатно, или стоимость этого подключения компенсируется из специальных фондов поддержки
  3. Специальные повышенные закупочные тарифы на электроэнергию от солнечных батареи и ветрогенераторов. Такой механизм популярен в Европе, он оказался наиболее эффективным — мы видим взрывной рост количества установленных солнечных и ветровых генераторов в странах, где этот механизм был принят — Германия, Испания, Италия, Великобритания и т.д.
  4. Net metering — принятие генерируемой солнечными батареями электроэнергии в зачет потребленной. Счетчик электроэнергии может быть реверсивным или двунаправленным. Обычно баланс считается за год, количество отданной электроэнергии в сеть вычитается из количества потребленной от сетей и заявленной к оплате электроэнергии. Таким образом, фактически сети выкупают обратно часть электроэнергии по розничной цене. Такой механизм принять в США и некоторых других странах. Он также показывает свою эффективность.
  5. Различные «зеленые сертификаты», субсидии, государственные программы — мы их здесь не рассматриваем, так как это не рыночные механизмы
  6. Налоговые льготы и т.п. — они также действуют как дополнительные меры поддержки, но для России их введение маловероятно.

В России для частных лиц не действует ни один из перечисленных выше механизмов поддержки. Солнечные батареи устанавливают в России не «благодаря», а «вопреки». Немалым стимулом служит ненадежность электроснабжения от местных энергосетей, изношенность электрических сетей низкого напряжения, низкое качество электроэнергии (напряжение в розетке может падать до 120-140В, а при перекосе фаз может и подниматься более 260В), постоянный рост цены на электроэнергию.

В последние годы надежность и доступность электроэнергии от местных энергосетей понемногу растет, что снизило заинтересованность в массовой установке своих источников электроэнергии в доме — солнечных батарей, ветряков и т.п. Но инициативы федеральных и местных властей по введению социальных норм на потребление электроэнергии вызвали взрывной рост интереса населения к автономным и местным источникам электроэнергии.

Особенно интересны теперь становятся солнечные батареи для тех, у кого для нагрева воды или отопления/охлаждения используется электричество (электрические водонагреватели, котлы, тепловые насосы, кондиционеры и т.п.) . В таких домах социальная норма очень быстро расходуется, и приходится платить в основном по повышенным тарифам сверх социальной нормы. Здесь применение солнечных батарей, соединенных с сетью, является экономически выгодным (не говоря уже о приобщении к экологически чистой энергетике и заботе о защите окружающей среды)

Какие есть способы предотвращения отдачи излишков солнечной электроэнергии в сеть?

Как можно избежать «накрутки» счетчика при работе солнечных батарей? Существуют несколько путей и мы их перечислим ниже.

  1. Не подключать систему с солнечными батареями к сети. Фактически, это означает установку автономной системы с аккумуляторами, в которой аккумуляторы будут заряжаться и разряжаться каждый день. Глубина разряда может быть существенной. Циклические режимы работы аккумуляторов с периодическими или постоянными глубокими разрядами резко сокращают срок службы аккумуляторов. Полностью отключать от сети даже часть нагрузки при наличии надежного централизованного электроснабжения неразумно. Такой вариант годится только в качестве эксперимента.
  2. Подключить систему к сети через гибридный батарейный инвертор, который может давать приоритет для солнечных батарей при питании нагрузки. Этот вариант возможен и работоспособен. До недавнего времени это был единственный способ при наличии сети обеспечить использование энергии от солнечных батарей не только во время аварий на сетях, но и тогда, когда сеть есть. Недостаток данной организации электроснабжения — необходимость наличия в системе аккумуляторов, гибридного батарейного инвертора , контроллера заряда для солнечных батарей. Достоинство — вы получаете резервную систему электроснабжения, которая может снабжать вашу нагрузку при авариях в энергосетях.
    Нужно учитывать, что не все гибридные инверторы могут запрещать передачу излишков электроэнергии от солнечных батарей в сеть. Если такой функции запрета нет, то энергия может проходить через счетчик обратно в сети.
  3. Использовать сетевой фотоэлектрический инвертор и двунаправленные счетчики электроэнергии. Этот вариант наиболее оптимальный и надежный. Электроэнергия от солнечных батарей преобразовывается в переменный ток с максимальной эффективностью и потребляется в момент генерации. Нет потерь на заряд-разряд аккумуляторов. Такой метод применяется там, где за отданную в сеть электроэнергию платят по повышенному тарифу или учитывают в общем балансе потребления (т.е. фактически принимают обратно по розничной цене за кВт*ч). Счетчики могут быть многотарифными.
    До появления WATTrouter это был единственный способ не «попасть на деньги» при отдаче излишков электроэнергии в российские электросети. Двунаправленные счетчики учитывают отданную электроэнергию в отдельном регистре и не прибавляют ее к потребленной. Фактически, излишки электроэнергии дарятся местным электрическим сетям. Однако и в этом случае может возникнуть проблема — если на группу домовладений установлен общий однонаправленный счетчик электроэнергии, нужно, чтобы соседи потебляли излишки, генерируемые солнечными батареями. В противном случае показания общего счетчика не совпадут с суммой показаний отдельных домовых счетчиков.
  4. Использовать двунаправленный индукционный счетчик, который может крутиться в обратную сторону, если идет отдача электроэнергии в сеть. На настоящее время разрешен к применению в России только один такой счетчик — СО-505. Но и он уже снят с производства и в новых или модернизируемых домах/квартирах его установить уже невозможно.
  5. Использовать систему с отдачей электроэнергии в сеть совместно с WATTrouter. Излишки электроэнергии могут поступать как от гибридных инверторов с разрешенной отдачей в сеть, так и от фотоэлектрических инверторов. В отличие от всех вышеперечисленных случаев, электроэнергия от солнечных батарей используется полностью и с максимальной эффективностью, отдачи электроэнергии в сеть нет. Это является наилучшим вариантом организации электроснабжения с солнечными батареями. Можно использовать практически любые счетчики.
  6. Последние пару лет появилась еще одна возможность не отдавать энергию от солнечных батарей в сеть — это сетевые фотоэлектрические инверторы с датчиком тока, устанавливаемым сразу после счетчика и регулировкой генерации в зависимости от наличия излишков. Такие сетевые инверторы имеют возможность подключения отдельного блока, отслеживающего излишки, и дающего команду инвертору снизить генерацию. Есть несколько вариантов решения этой задачи. Например, немецкие инверторы Steca требуют кроме специального инвертора и устройства слежения за излишками еще и специальный счетчик. Инверторы SMA также требуют специальную систему мониторинга. При этом немецкие инверторы не могут полностью ограничить отдачу в сеть, т.к. у них нет такой задачи, и время регулирования у них довольно большое.
    Есть китайские инверторы — как дешевые , так и более дорогие (Sofarsolar , Growatt)
    Это решение, хотя и предотвращает отдачу энергии в сеть, имеет большой недостаток — неполное использование энергии от солнечных батарей. При наличии излишка генерации снижается выработка от солнечных батарей. Да и стоит комплект сетевого инвертора и дополнительного контроллера дороже, чем просто сетевой инвертор.

Использование контроллера WATTRouter позволяет максимально использовать энергию солнца и направлять излишки по умному алгоритму на нагрев и другие второстепенные нагрузки.

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (9)

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Владивосток

    Общаться в чате

    Здравствуйте. а в данном случае вы можете делать подобные действия только с согласия вашей снабжающей организации, я думаю подобное указано и в договоре. как и в законе.Этот вопрос уже (цена продажи, возможность итд) с ними проговаривайте.

    «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) ГК РФ Статья 545. Субабонент


    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    А единый тариф, утверждаемый областным комитетом по тарифам, распространяется только на физических лиц? Для брилических он модет быть любым?

    • Адвокат, г. Ижевск

      Общаться в чате

      Здравствуйте. Ст. 545 ГК РФ

      Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

      Разрешая спор, суды установили, что Давлятшина А.Х. не указана в договоре купли-продажи от 01.01.2009 № 4161, заключенном между Насыровой Р.Ш. и ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго», в качестве субабонента. Доказательств уведомления и согласия энергоснабжающей организации о подключении субабонентов не представлено. Поэтому суды, сославшись на положения статьи 545 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности передачи энергии абонентом субабоненту только с согласия энергоснабжающей организации, пришли к выводу об отсутствии у Насыровой Р.Ш. обязанности снабжать иных лиц получаемой энергией.


      Кроме того, судами установлено, что в настоящее время обеспечение электроэнергией помещения истца восстановлено вследствие заключения с энергосбытовой и сетевой организациями соответствующих договоров.

      https://www.zakonrf.info/suddo... То есть можете, но только с согласия вашей энергоснабжающей организации

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Иркутск

      Общаться в чате
      • 9,8 рейтинг

      Здравствуйте!

      Рядом с нашим ТСН строится заправка. Они обратились к нам с просьбой подключиться к нашим коммуникациям.

      Скорее, они должны подключиться к ресурсам той же электроснабжающей организации, что и Ваше ТСН, используя Ваши коммуникации. Договор на электроснабжение они будут заключать с организацией и по ее тарифам.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Тамбов

      Общаться в чате

      Максим, добрый день!


      В п. 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05. 2012 г. № 442, определены субъекты РРЭ. Таким субъектами являются потребители, ГП, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации. При этом установлено, что на РРЭ одновременно и покупателями и продавцами электроэнергии могут быть только ГП и энергоснабжающий (энергосбытовые) организации. Потребители не могут быть продавцами электроэнергии на РРЭ. Таким образом, покупая электроэнергию, организация не может перепродавать ее иной организации. Результатом этого может быть расторжение договора между потребителем и эеэргопоставляющей компанией.


      Однако необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, потребитель может выступить в роли сетевой организации, если он предоставляет принадлежащие ему сети иной организации для опосредованного подключения.


      Во-вторых, потребитель может заключить субабонентский договор, однако для этого требуется согласия энергоснабжающей организации.


      В-третьих, потребитель может перераспределить максимальную мощность иному лицу.


      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      А в субабонентском договоре может тариф быть выше, чем наше ТСН платит энергоснабжающей организации? Деятельность по продаже электроэнергии лицензируется (если наше ТСН примет решение о возможности подключения к нашим сетям стронней организации)?

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Владивосток

      Общаться в чате

      Здравствуйте. в данном случае вам надо руководствоваться данным Постановлением.Вы будете действовать в рамках предельных цен на электроэнергию в любом случае.

      Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 (ред. от 28.08.2017) «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» (вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими... II. Порядок определения и применения гарантирующими
      поставщиками нерегулируемых цен на электрическую
      энергию (мощность)


      3. Гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, дифференцируемых по ценовым категориям в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков.

      Та достаточно много нюансов на самом деле, я думаю, что заниматься этим просто из-за доп. заработка не стоит.

      Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.12.2017) „О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии“ (вместе с „Основными положениями... V. Порядок определения и применения гарантирующими
      поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен
      на электрическую энергию (мощность) и структура
      нерегулируемых цен на электрическую
      энергию (мощность)


      86. Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:
      первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
      вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
      третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
      четвертая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;
      пятая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
      шестая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.
      КонсультантПлюс: примечание.
      С 1 июля 2018 года Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 N 863 абзац восьмой пункта 86 излагается в новой редакции.


      Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей. Дифференциация предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по высокому первому напряжению (ВН1) применяется только в отношении четвертой и шестой ценовых категорий.
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 750)


      (см. текст в предыдущей редакции)


      В случае если потребитель (покупатель) не уведомил гарантирующего поставщика о согласованной с сетевой организацией в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг величине максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя в точках поставки, в отношении которых заключен соответствующий договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при применении предельных уровней нерегулируемых цен отнесение данного потребителя (покупателя) к подгруппам группы “прочие потребители» осуществляется в соответствии с величиной мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) на розничном рынке (для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по первой ценовой категории, - в соответствии с величиной мощности, равной произведению объема потребления электрической энергии, определенного в порядке, предусмотренном настоящим документом, для соответствующего потребителя и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории; для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по второй ценовой категории, - в соответствии с величиной мощности, равной сумме по всем зонам суток расчетного периода произведений объемов потребления электрической энергии для соответствующей зоны суток потребителем и коэффициента оплаты мощности для соответствующей зоны суток, определяемого коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с настоящим документом).
      (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1482)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 25%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Добрый день, по поводу тарифов есть:

      Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 04.12.2017) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»

      6.Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства , через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя,не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
      Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя,вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
      Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

      С уважением, Логинов Сергей

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Владивосток

      Общаться в чате

      А в субабонентском договоре может тариф быть выше, чем наше ТСН платит энергоснабжающей организации? Деятельность по продаже электроэнергии лицензируется (если наше ТСН примет решение о возможности подключения к нашим сетям стронней организации)?

      Тарифы будут утверждаться в пределах максимальных цен по согласованию с энергоснабжающей организацией.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 25%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,5 рейтинг
      • эксперт

      Они обратились к нам с просьбой подключиться к нашим коммуникациям.

      Максим, добрый день! Подключить Вы их вправе при условии согласования с сетевой организацией

      ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
      «Об электроэнергетике»

      Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке,по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

      поскольку ТСН не является сетевой организаций размер платы за техприсоединение не регулируется, по этому вопросу есть вышедшие в сентебре 2017 разъяснения президиума ФАС России, но если у Вас нет излишка ранее подключенной мощности то Вам придется получать ее у сетевой чтобы подключить заправку, в этом случае особого экономического смысла ни для Вас ни ля заправки нет, им проще обратится напрямую в сетевую

      что касается платы за собственно электроэнергию то с 2011 года государством регулируются только тарифы для населения и приравненным к нему категориям потребителей, перечень которых определен приложением 1 к Основам ценообразования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178

      1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан,приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
      2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

      т.е. для заправки во-первых должен быть раздельный учет и данные объемы должны выставляться по нерегулируемым тарифам. Плюс сложности со взиманием платы за содержание сетей с учетом увеличенного перетока - напрямую такие расходы подлежат включению в плату за услуги по передаче электрической энергии, стоимость которых регулируется государством, а не являясь сетевой организацией такую плату Вы не получите. При этом как отметили выше, препятствовать перетоку через свои сети, если через них будет подключение вы не вправе

      Лицензирование не осуществляется в отношении энергосбытовой деятельности производителей электрической энерги и (мощности) по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на объектах по производству электрической энергии, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании указанным производителям электрической энергии (мощности),в каждом из следующих случаев:
      при продаже произведенной электрической энергии (мощности) только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации и (или) другому производителю электрической энергии (мощности);
      при продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих производителю электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, только сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях;
      при продаже электрической энергии (мощности) в объеме, не превышающем объема электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих производителю электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании объектах по производству электрической энергии.

      на лицензирование отведен год, поэтому смысла особого в перепродаже ЭЭ сейчас не будет

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.

Что такое зеленый тариф и принят ли он?

В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.

Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.

Основная задача зеленого тарифа.

В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.

И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.

В России

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день Правительством России еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. Планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года. На текущий момент имеются утвержденные Правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников. Осталось дождаться публикации Постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.

  • Максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
  • Альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. То есть, должна производиться только на крыше частного дома.
  • Предприятия Энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
  • При установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
  • Владельцы и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.

Следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия Постановления Правительства о развитии альтернативной энергетике. Изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. В этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.

В Украине

Украина подписала договор Энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро. После девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, Национальная Комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (Закон Украины №5129). Помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 кВт.


В нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту Украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.

В Европе и США

США можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. Такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.

Несмотря на то, что Европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в США. Первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала Германия (в 1991 году). Через год к программе присоединилась Швейцария, и еще через год – Италия.

Сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. В приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.


Как получить зеленый тариф?

Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.


Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:


После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.

Как продавать электроэнергию государству?

На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:

  1. Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
  2. Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.

Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.

Выгодно ли продавать электричество государству?

Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.

Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.

Положительные и отрицательные стороны.

Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.

Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием. Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро. Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.

Статьи

Россияне смогут продавать электричество, полученное с помощью солнечных панелей или ветрогенераторов. Излишки выработанной энергии у населения будут выкупать основные региональные поставщики. Правила покупки уже утвердило правительство, а соответствующий федеральный закон должен появиться к январю. Аналитики ожидают роста рынка устройств микрогенерации до 30% за год. Можно ли заработать на таком производстве электричества? Выяснял Алексей Соколов.


В середине февраля вице-премьер Аркадий Дворкович дал правительству поручение разработать план по стимулированию микрогенерации – получению энергии из воздуха или света устройствами малой мощности, до 15 квт. Такое ограничение сразу исключило из плана поддержки малые предприятия и фермерские хозяйства. Отдельно в документе прописали, что в предложение не включены многоквартирные дома.

Все остальные обладатели ветрогенераторов и солнечных панелей получили возможность продавать излишки полученной электроэнергии. По данным газеты «Коммерсантъ», правила покупки уже утвердило правительство, а план одобрил господин Дворкович.

Покупатели излишков – главные региональные энергетические компании. А вот цена зависит от места, где произвели электричество. В большинстве регионов уже проведены электросети, там установлены и местные тарифы. На них будут ориентироваться покупатели энергии. Например, в Европейской части России и на Урале стоимость составит 1,95 руб. за киловатт в час, в Сибири – 1,3 руб.

Есть и так называемые изолированные зоны – места, куда еще не протянули провода. Там цена будет равняться минимальной стоимости производства одного киловатта электричества.

Без специальной поддержки от государства заработать на такой энергии не получится, полагает научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Татьяна Ланьшина: «Если говорить о мировом опыте, то там микрогенерация развивалась в основном с помощью сильного субсидирования со стороны государства и достигла достаточно больших объемов. В наших условиях будет достаточно сложно работать. Следует принимать во внимание то, что потребителю нужно будет изначально вложить несколько сотен тыс. руб. в эту систему. Если не будет каких-то специальных банковских продуктов, то многим людям будет сложно».

Например, для частного дома со стандартным набором бытовых приборов без излишеств вполне достаточно генераторов двух-трех киловатт электроэнергии в час. Установка двух киловаттных ветрогенераторов такой мощности обойдется в 100 тыс. руб. минимум за отечественный вариант и в 200 тыс. руб. за иностранный. На солнечные панели в два киловатта придется потратить более 150 тыс. руб., на киловаттную ветро-солнечную систему – 160 тыс. руб. Это только для собственного использования, притом в условиях крайне нестабильной погоды.

Наибольшие шансы обеспечить электричеством дом и даже заработать есть у жителей районов, где нет электросетей и куда дорого везти дизельное топливо, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: «Для частника это может быть интересно просто потому, что там тарифы выше. Но даже там, я более чем уверен, люди не смогут окупить установку солнечных панелей и ветряков. Они развалятся быстрее, чем люди смогут вернуть свои деньги даже за счет продажи электроэнергии на оптовый рынок. Частник, если и ставит ветряк, то исключительно для того, чтобы самому сэкономить. В наших условиях это достаточно рисковое дело».

Подобные проекты населения могут окупиться лишь через десятки лет, и это при сроке службы солнечных панелей до 30 лет, а ветрогенераторов – до 20-ти. В правительстве отмечают, если у граждан получится продавать излишки энергии, то им не придется платить налог на прибыль от полученных доходов.

Разработкой федерального закона о микрогенерации занимаются Минэнерго, Минэкономики и ФАС.