Перекрестное опыление ветром. Процесс опыления ветром

Бани мира

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

Ответ

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

Ответ

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

Ответ

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

Ответ

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

Ответ

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

Ответ

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

Ответ

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д1

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

Ответ

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

Ответ

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

Ответ

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

Ответ

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

Ответ

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

Ответ

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

Ответ

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

Ответ

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина


Ветроопыляемые растения – растения, опыляемые с помощью ветра, однако, при различных обстоятельствах, они также могут быть опыляемы насекомыми. У ветроопыляемых растений очень мелкие и многочисленные цветки. Такие растения вырабатывают много пыльцы: одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зёрен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока), и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза). Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

У ветроопыляемых растений тычинки обычно имеют длинную тычиночную нить и выносят пыльник за пределы цветка. Рыльца пестиков также длинные, «лохматые» – чтобы уловить летающие в воздухе пылинки. У этих растений есть некоторые приспособления и к тому, чтобы пыльца не расходовалась зря, а попадала предпочтительно на рыльца цветков своего же вида. Многие из них цветут по часам: одни распускаются рано утром, другие днём.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

К ветроопыляемым растениям принадлежат дубы и буки, ольха и береза, тополя и платаны, грецкий орех и лещина. Кроме деревьев, ветром опыляются многие травы, живущие обычно большими сообществами: злаки, ситники, осоки, конопля, хмель, крапива и подорожник. В этом списке – лишь примеры, он вовсе не претендует на полноту перечня названий ветроопыляемых растений.

Первая бросающаяся в глаза особенность цветков, опыляемых ветром, – это отсутствие яркой окраски и аромата, отсутствие нектара. Напротив, пыльцевые зерна развиваются в большом изобилии. При этом они чрезвычайно мелкие: у ветроопыляемых растений отдельная пылинка имеет массу 0,000001 мг. Для сравнения можно вспомнить, что у опыляемой пчелами тыквы пылинка в тысячу раз тяжелее: ее масса 0,001 мг. Одно соцветие ржи способно произвести 4 млн. 200 тыс. пыльцевых зерен, а соцветие конского каштана даже вдесятеро больше – 42 млн. Характерная особенность пыльцевых зерен ветроопыляемых цветков заключается в том, что они совершенно лишены склеивающих веществ и в большинстве случаев имеют гладкую поверхность.

Несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, они достаточно часто посещаются насекомыми, которые питаются пыльцой. Однако как переносчики пыльцы эти насекомые почти не играют роли.

Распространение пыльцы, которую растение «бросает на ветер», – процесс, конечно, неуправляемый. И вероятность того, что пыльцевые зерна упадут на рыльце собственного цветка, очень велика. Но, как мы знаем, самоопыление для растения нежелательно. Поэтому у ветроопыляемых цветков широко развиты приспособления, препятствующие ему. Особенно частым является неодновременное созревание пыльников и рыльца. У многих ветроопыляемых растений по той же, наверное, причине цветки раздельнополы, а подчас и двудомпы.

Большинство ветроопыляемых древесных растений зацветает ранней весной, еще до распускания листьев. Особенно ярко это видно у березы, у орешника. Ведь понятно, что густая летняя листва была бы очень труднопреодолимым препятствием для летящей по ветру пыльцы.

Можно назвать и некоторые другие приспособления к опылению ветром. У многих злаков тычинки при раскрывании цветка начинают необыкновенно быстро расти, удлиняясь ежеминутно на 1–1,5 мм. За короткое время их длина в 3–4 раза превосходит первоначальную, они вырастают за пределы цветка и свешиваются вниз. И только когда пыльники окажутся внизу, они начинают растрескиваться, причем пыльник здесь несколько изгибается и образует своеобразный лоток или чашу, куда ссыпается пыльца. Она таким образом не падает вниз, на почву, а дожидается очередного порыва ветра, чтобы полететь на его крыльях.

Интересно, что цветоножки в колосках некоторых злаков к началу цветения как бы растопыриваются, образуя между собой угол в 45–80°. Это тоже способствует выдуванию пыльцы ветром. Лишь только цветение кончится, опыленные цветки возвращаются на место.

Изменяется во время цветения положение всего соцветия и у берез, тополей, граба. Сначала соцветия бывают направлены вверх. Но перед тем, как начнут лопаться пыльники, стержень сережки вытягивается н соцветие свешивается вниз. Каждый цветок при этом становится отделенным от другого и доступным ветру. Пыльца падает из пыльников вниз на чешуйку нижнего цветка и уже отсюда сдувается ветром.

Есть у ветроопыляемых растений и «взрывчатый» тип цветка, сходный с таковым у насекомоопыляемых. Так созревающие в бутоне тычинки цветка одного из видов крапивы напряжены настолько, что при раскрывании его резко расправляются и разбрасывают пыльцу из лопнувших пыльников. В этот момент над цветком можно увидеть густое облачко пыльцы.

Пыльца ветроопыляемых цветков рассыпается ими отнюдь не в любое время дня и ночи, а только в благоприятную погоду, обычно относительно сухую, при слабом или среднем ветре. Чаще всего наиболее подходящими для опыления оказываются утренние часы.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая

Есть у многих

Есть у многих



Вариант 6

При выполнении заданий этой части в бланке опи­тое № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Ископаемые остатки организмов изучает наука

3) плохо прожаренной говядины

4) консервированных продуктов

А20. Характеристика ареала, занимаемого вид в природе - это его критерий

2) физиологический 4) географический

А21. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют

1) естественным отбором

2) искусственным отбором

3) видообразованием

4) борьбой за существование

А22. Какое значение в жизни бабочки павлиний глаз имеют яркие пятна на крыльях?

1) отпугивание врагов

2) слияние с окружающей средой

3) подражание другим видам

4) поглощение солнечных лучей

А23. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

1) способности различать запахи

2) прямохождения

3) членораздельной речи

4) скелетной мускулатуры

А24. Факторы, значение которых выходит за преде­лы выносливости организмов, называют

1)экологическими 3) антропогенными

2)абиотическими 4) ограничивающими

А25. В биоценозах роль редуцентов выполняют

1)бактерии и грибы

2)одноклеточные водоросли

3)хищные животные

2)генная инженерия 4) микробиология

характерна для онтогенеза

А32. Стадия заростка растений

1) моховидных

2) лишайников

3) папоротниковидных

4) водорослей

А33. К начальному звену обонятельного анализатора

1) нервы и проводящие нервные пути

2) чувствительные клетки, расположенные на языке

3) нейроны коры больших полушарий головного мозга

4) рецепторы носовой полости

А34. Окисление органических веществ в животной клетке с освобождением энергии происходит в процессе

1) биосинтеза 3) выделения

2) дыхания 4) фотосинтеза

А35. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

1) корень 3) стебель

2) лист 4) цветок

А36. Причина смены экосистем -

1) сезонные изменения в природе

2) ярусное размещение организмов

3) неблагоприятные погодные условия

4) изменение организмами среды обитания

В1. Основные положения клеточной теории позво­ляют сделать вывод о

1)биогенной миграции атомов

2)родстве организмов

3)происхождении растений и животных от обще­го предка

4)появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

5)сходном строении клеток всех организмов

6)взаимосвязи живой и неживой природы

В2. Чем отличаются грибы от бактерий?

1)составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2)относятся к гетеротрофным организмам

3)размножаются спорами

4)одноклеточные и многоклеточные организмы

5)при дыхании используют кислород воздуха

6)участвуют в круговороте веществ в экосистеме

ВЗ. В экосистеме дубравы саморегуляция проявля­ется в

1)сокращении числа деревьев в результате вырубки

2)минерализации почвы дождевыми червями

3)усыхании деревьев при устойчивой засухе

4)зависимости численности белок от урожая желу­дей

5)полном уничтожении волками популяции каба­нов

6)ограничении роста численности мышей хищни­ками

В4. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОПЫЛЕНИЯ

A) наличие в цветках нектара 1) насекомыми
Б) заметная окраска венчика 2) ветром

B) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

В5. Установите соответствие между особенностью строения, функции головного мозга человека и его от­делом.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ

A) содержит дыхательные центры
Б) поверхность разделена на доли

B) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств

Г) регулирует деятельность сердеч­но-сосудистой системы

Д) содержит центры защитных реак­ций организма - кашля и чихания

ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1)продолговатый мозг

2)передний мозг

В6. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом.

A) используется энергия окисления не -
органических веществ

Б) источник энергии - солнечный свет

B) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) кислород выделяется в атмосферу

Е) кислород используется для окисления

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОТРОФНОГО

1) фотосинтез

2) хемосинтез

В7. Установите последовательность групп в харак­теристике систематической принадлежности вида бу­рый медведь, начиная с наименьшей.

1)род Медведи

С2. Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 - первым звеном являются продуценты;

2) 3 - консументы не способны к фотосинтезу;

3) 4 - кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

С3. Элементы ответа:

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком

С4. 1) особенности строение, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья;

3)особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровности; 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания (легкие и воздушные мешки), потребление большого количества пищи и др.; 3) развитие центральной нервной системы (передний мозг, мозжечок), сложное поведение (перелеты, заботы о потомстве) и др.

С5. Схема решения задачи включает:

1) крахмал под действием гидролитических ферментов расщепляется в лизосоме до менее сложных органических веществ (мономеров) - глюкозы. В дан. ном случае образуется 70 молекул;

2) при полном окислении одной молекулы глюкозы (митохондрии) синтезируется 38 молекул АТФ;

3) при окислении 70 молекул глюкозы синтезируется 70 х 38 = 2660 молекул АТФ.

С6. Элементы ответа:

1) в скрещивании участвуют особи гетерозиготные по двум парам признаков;

2) гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4 типа гамет: АВ, Ab, аВ, ab (аллели не сцеплены);

3) при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию признаков.

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестиков.

Различают 2 типа опыления: самоопыление и перекрестное (насекомыми, искусственное, ветром).
Опыление - важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян.

Перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого называется перекрестным опылением.

Чаще всего перекрестное опыление осуществляется насекомыми, ветром, но может еще переноситься водой, птицами, животными.

У насекомоопыляемых растений в процессе эволюции выработалось ряд приспособлений:

1. Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные.
2. Мелкие соцветия обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные.
3. Сладкий сок нектар, расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками - нектарниками.
4. Аромат цветков усиливается в большинстве случаев к ночи. Такие цветки опыляются ночными бабочками. Ландыш, роза, левкой, сирень - издают нежный, тонкий аромат, а цветки клевера, яблони, груши пахнут медом, поэтому всегда окружены роем пчел.
5. Пыльца крупная, липкая, шероховатая легко прилипает к мохнатому телу насекомых. Опыление насекомыми наиболее экономичный и эффективный способ, который широко применяется в сельском хозяйстве для повышения урожайности растений. С этой целью на полях гречихи, с садах специально расстанавливают ульи и получают в 2-3 раза урожай выше.

У ветроопыляемых растений выработались свои приспособления, отличающиеся от насекомоопыляемых:

1. Растут большими скоплениями.
2. Созревают много пыльцы.
3. Пыльца сухая, мелкая.
4. Зацветают раньше, чем распустятся листочки, чтобы пыльца не задерживалась.
5. Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в соцветия, не издают запаха.
6. Пыльники на длинных ножках свисают из цветка.
7. Крупные и пушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка.
8. Не имеют нектарников. В природе опыление многих растений происходит с помощью ветра.

Искусственное опыление

применяют главным образом для выведения новых сортов. У обоеполых цветков удаляют пыльники и на цветки надевают мешочки, а затем пестик опыляют заранее подготовленной пыльцой другого сорта. Иногда искусственное опыление проводят для повышения урожайности с/х культур (подсолнечник, кукуруза - требуют дополнительного опыления). Подсолнечнику могут помешать погодные условия, а кукурузе - разные сроки созревания тычиночных и пестичных цветков). Искусственное опыление пыльцой другого вида или сорта называется скрещиванием.

Самоопыление

- свойственно растениям, имеющим двуполые цветки. Большинство растений при самоопылении дают семена (ячмень, пшеница, просо, овес, горох), но некоторые не образуют семян (у ржи, риса, капусты). Перенос пыльцы с тычинок на рыльце того цветка называется самоопылением. У самоопылителей и тычинки, и пестики на одном цветке созревают одновременно. У растений в ходе длительного эволюционного развития выработались приспособления для перекрестного опыления, т.к. оно является прогрессивным. Образуется потомство с признаками материнского и отцовского организмов, а при самоопылении у потомства проявляются признаки лишь одного организма. Самоопыление ведет к снижению урожайности, к вырождению сорта.

Поэтому наиболее распространено перекрестное опыление и цветки большинства растений имеют приспособления, препятствующие самоопылению:

  1. однополость (орешник, конопля, осина и др.);
  2. неодновременное созревание пыльников и рылец;
  3. различная длина тычинок и пестиков.
Однако самоопыление имеет значение в селекции при выведении чистых линий и может быть запасным актом на тот случай, если не произойдет перекрестного опыления.

Известно, что жужелица садовая – ночной хищный жук, приносящий пользу садово-огородным участкам. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:
27

Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЦВЕТОК

Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных _________ (А). Обычно венчик окружён _________ (Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – _________ (В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют _________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

Ответ: А Б В Г
28

Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа


Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Д. Край листа