Гост требования к школьным учреждениям. Требования к подбору и расстановки мебели для учащихся

Проектирование

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу улучшения условий обучения, и важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям и ГОСТам.

Ведь в процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. И эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся – соответственно возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный - ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года.

Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах:

ГОСТ 5994 – 93 Парты. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Все эти документы в полной мере отражают критерии и требования, которые предъявляют к учебной мебели в том числе педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, производственно-экономические и архитектурно-художественные.

Сроки эксплуатации , в течение которых школьная мебель должная сохранять свои функциональные и качественные характеристики:

Стол ученический - не менее 10 лет,

Стул ученический - до 5 лет,

Шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе).

Школьные парты должны соответствовать росту и возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку.

Ведь результатами неправильно устроенной парты могут быть

Нарушения зрения;

Искривление позвоночника;

Излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость;

Стеснение дыхания, внутренних органов и др.

Основными параметрами парты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др.

Так же школьная мебель должна соответствовать требованиям травмо-безопасности . Это обеспечивается закруглением углов столешниц на всех типах столов, применением в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS, использованием круглого профиля труб для каркаса стола, использованием механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола, а так же повышенной устойчивостью конструкции стола и стула.

В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Сборкой мебели в нашей компании занимаются высококвалифицированные и опытные специалисты. Опыт работы нашей компании в области поставки школьной мебели уже более 7 лет.

Важно учитывать, что при оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Маркировка школьной мебели.

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

Например:

2_______ ____4_____

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших

номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми

№2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения.

Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

Между рядами двухместных столов не менее 60 см;

Между рядами одноместных столов не менее 50 см;

Между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70 см(в зданиях из кирпича и местных материалов не менее 50 мм);

Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 мм (в зданиях из кирпича, не менее 50 см);

От передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200 см, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола не менее 225 мм);

От передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке не менее 225 см;

От задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65 см, а если стена является наружной не менее 100 мм;

От задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены не менее 80 мм, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов не менее 120 см;

Между столами в ряду не менее 50 см;

Между столом учителя и передней стеной не менее 65 см;

От демонстрационного стола до классной доски не менее 100 см;

Между столом учителя и первым столом учащихся не менее 50 см;

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы).

На данный момент существует множество производителей школьной мебели, которые предлагают купить школьную мебель у них, но школы не могут позволить себе купить напрямую у производителя школьной мебели ввиду того что придется плотить и за доставку. По этому школы и другие учебные заведения покупают мебель в магазинах. Наша компания работает напрямую с производителями, которые производят от детской школьной мебели и до самой старшей возрастной группы. Мы реализуем шкафы, школьные парты. Цены на школьную мебель зависят напрямую от производителя, но мы стараемся удерживать цены на школьную мебель на одном уровне. Цены на школьную мебель Вы можете узнать зайдя в наш каталог.

Гигиенические требования, к школьной мебели. Профилактика, заболеваний, связанных с неправильным подбором мебели.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, « угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3—6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина — функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3—4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.

Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости.

  1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5—10 мин.
  2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50—60 ватт) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Для руководителей, медицинских работников, классных руководителей общеобразовательных учреждений .

Наиболее распространенными функциональными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы у учащихся являются статические нарушения осанки, деформации позвоночника и стоп, в формировании которых ведущая роль принадлежит школьным факторам риска. Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы. И в ряд традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, входит несоответствие школьной мебели росту учащихся.

Считается доказанным, что состояние осанки и позвоночника учащихся, в первую очередь, зависит от организации рабочего места, поэтому при оборудовании классных помещений ученической мебелью необходимо учитывать ряд требований:

  • Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения, которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений. Кроме того, следует обращать внимание, что в поле «изготовлена в соответствии» должен быть указан ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений. Технические условия».
  • Наличие цветовой и цифровой маркировки. Парты, столы и стулья (кроме демонстрационных столов и столов для учителя), должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цифровая маркировка должна содержать номер мебели в числителе и средний рост детей в знаменателе. Цветовая маркировка должна быть нанесена на видимую наружную поверхность мебели в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм.
  • Соответствие функциональных размеров учебной мебели её номеру и маркировке (кроме демонстрационных столов и столов для учителя). Контроль осуществляется путём измерения высоты верхнего края крышки стола, обращённого к ученику и высоты сиденья стульев. При оценке мебели с регулируемыми параметрами контролируется соответствие номеру каждого положения регулировки.
  • Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении. При этом следует отметить, что защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей столов и парт должно быть матовым. Кроме того, следует обращать внимание на цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отделочных элементов мебели.

При оборудовании учебных помещений следует соблюдать следующие требования к расстановке мебели :

  • между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены– не менее 50-70 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, а при наличии оборотных классов – 120 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см;
  • наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски 860 см;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-IIIступени школы и не менее 45 градусов для учащихся начальной школы.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше от доски. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми.

Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.

Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели. Стол (парта) и стул (табуретки и скамейки вместо стульев не используются) должны иметь одинаковый номер (цветовую маркировку).

Рассаживание учащихся следует проводить с учётом состояния их здоровья. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами и простудными заболеваниями должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в году менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду, не нарушая номеров мебели по росту.

В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняющийся медицинским работником общеобразовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния его здоровья.

Правильная рабочая поза учащегося характеризуется

следующими признаками:

голова – держится или слегка наклонена вперёд;

корпус – имеет лёгкий или средний наклон вперёд (без опоры грудью на край стола);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты (стола);

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем – 31 см).

Современные подходы к оптимизации рабочего места учащихся характеризуются использованием различных видов ученической мебели и вариантов их использования, в том числе, совмещённых, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности. Научные исследования отмечают преимущество использования в учебном процессе в общеобразовательной школе новой модели одноместной школьной парты с подлокотниками, в сопоставлении с традиционным ученическим комплектом «стол-стул». Новая модель школьной парты способствует отсрочке наступления утомления и пролонгирует период высокой работоспособности учащихся.

Нормативная база:


Должность автора: заведующая отделом гигиены детей и подростков филиала ЦГИЭ в г. Москве в САО

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические" и "Стулья ученические"

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Обсуждение

спасибо.
нашла для себя: "2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. "
Написать письмо или не написать?...
О том, что учитель не выпускает детей на перемены?...

Комментировать статью "Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений"

У нас в классе за последние два года с момента установки доски 13 человек принесли справки от окулиста, что им надо сидеть на первой парте. Я на полном серьезе уже думаю ездить в любую школу, только бы без интерактивной доски...

Обсуждение

москва 2 доски интерактивная и обычная, регулярно используют обе, как были 3 ряда очкариков так и осталось, т е фактически с первого класса половина класса с проблемным зрением

а как интерактивная доска на зрение влияет? типо мельче,чем на обычной?
у нас с 1 кл, сейчас в 4 (Москва)

Когда ведется ремонт квартир, также проводится установка электросчетчика. Такое оборудование следует монтировать в местах, легко доступных для обслуживания, свободных, температурой не менее 0ºС и до +40ºC. Электросчетчики общепромышленного исполнения разрешено монтировать в помещениях, где отсутствует повышенная влажность. Согласно правилам разрешен монтаж электросчетчиков в неотапливаемых коридорах и помещениях распределительного оборудования подстанций и электростанций, в...

Публикация новостей автоматизации – один из приоритетов нашего портала. M2MRussiaNews на ежедневной основе публикует актуальные новости и другие материалы в таких областях как промышленная автоматизация, автоматизация зданий, управление технологическими процессами, контрольно-измерительные приборы, а также электротехника. Автоматизация - одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека...

Только причем здесь первые парты? По поводу проверки записи дз... ИМХО, по наблюдениям, в средней школе уже учителя этим совсем не занимаются. близорукость - это когда не видишь вдаль чем ближе к доске тем виднее СДВГ от расстояния до доски вроде бы не зависит...

Обсуждение

У меня сын СДВГ 5 класс справку дает невролог на ней написано только первая парта.Справку получили после новогодних каникул,учитель пересмотрел справки всех сидящих на 1 парте- у одного справки не было моего и посадили,отвлекаться меньше стал,но и конечно пьет препараты назначенные тем же неврологом.

У нас в коррекционный класс переводят. Или родители забирают таких детей и переводят в частные школы.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, смогут получить жилье вместо земельных участков. Закон предлагает гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия предоставить право выбора альтернативных мер социальной поддержки по обеспечению бесплатно жилыми помещениями взамен предоставления земельных участков. Согласно документу, органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о состоянии таких граждан...

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

Обсуждение

Завтра в 11.00 во Дворце пионеров на Образовательном форуме ожидаются Ливанов, Калина, Хайкин и еще несколько известных в образовании фамилий. Приглашаются родители и законные представители детей (не обязательно посещающих Дворец). Вся информация - на официальном сайте Дворца.

Не стоит рассчитывать, что до сентября еще далеко, и вы успеете приобрести школьную форму к первому числу. Если ребенок идет в школу, родители должны позаботиться о выборе школьной формы заранее, чтобы не покупать ее в последний день и снабдить малыша действительно удобной и практичной одеждой. Еще недавно школьники могли позволить себе прийти в школу едва ли не в джинсах, однако уже в предстоящем году ситуация должна измениться. В мае 2014 года был принят закон, теперь школа имеет право...

Уважаемые мамы и милые детки Ростова!!! Если Вы ещё не нашли детский сад, то приглашаем деток от 1,5 лет в новый детский досуговый центр «Страна чудес». Наш садик находится СЖМ, пер. Грузинский (Нариманова/Нагибина). Уютное помещение, современное оборудование, трех разовое + два перекуса питание. Домашняя, теплая и комфортная обстановка, большое количество развивающих игр, для детей развивающие занятия: развитие речи, развитие мелкой моторики, лепка из солёного теста, рисование пальчиковыми...

Наши домработницы – используют современные знания по уборке помещений, знают ассортимент моющих средств, аккуратные и ответственные. Обязанности домработницы: Полная уборка помещения. Стирка и глажка. Уход за верхней одеждой и обувью. Мелкие хозяйственные поручения (оплата коммунальных платежей, счетов, закупка продуктов, лекарственных препаратов, химчистка, и т.д.). Приготовление пищи Мытье окон. Уход за домашними животными (по договоренности). [ссылка-1] *** Тема...

Кого-то из детей (сидящих на первой парте) просили прочитать условие. Потом класс записывал задачу: решение и ответ. Те, кто видят доску, могут по ходу записи как-то себя проверить, перечитать условие, что-то уточнить для себя.

Обсуждение

Интересно, это только в нашей школе детей постоянно, минимум раз в месяц, всех пересаживают? А нам говорили, это теперь такие правила для всех школ... В итоге каждый успевает посидеть и на первой парте, и на последней. Правда, ни рост, ни зрение при этом не учитывается, кроме самых клинических случаев. Хулиганское поведение при этом тоже учитывать не положено, поэтому один гнусный мальчик из класса дочери периодически оказывается не прямо перед учителем, где та может его контролировать, а посреди класса и умудряется мешать и пакостить всем вокруг сидящим... А в остальном неплохой вариант...

Перечитала еще раз.
Не спросили ни разу...
В карте написано "сидеть не дальше 3 парты"...

Кто-то уже написал, что вам не повезло с учительницей.
Тут много "звоночков": задание на интерактивной доске, то есть используется, как пассивный экран? Но при этом дети читают решение, кто-то записывает его со слов. Все наоборот. Задание есть в учебнике.
И как ни странно(((, решения для детей нужно писать на обычной доске. Самое главное, что хороший учитель должен видеть глаза каждого ребенка, дирижировать классом, дать слово каждому. На открытом уроке показать родителю не интерактивную доску, а в данном случае - порадовать каждого родителя участием каждого ребенка в уроке.

8 декабря Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1058 проводит День Открытых дверей посвященный Дню Рождения школы Программа праздничных мероприятий: Регистрация гостей школы - 10.30 Встреча родителей и гостей школы с администрацией - 11.00 - 11.45 В программе: "Реализация основной образовательной программы Начального общего образования (НОО)" "Система дополнительного образования школы 1 ступени" "Порядок приёма детей в первый класс в 2013...

Особенно в первом классе совершенно не нужны. Ставить везде должны не за ваш счет. У нас есть. Нам директор на собрании сказала,что департамент купил эти доски. слушайте,но это такая дрянь.....я сидела на собрании на 4 парте,зрение у меня хорошее,светило солнце и я...

Обсуждение

в нашей совершенно дворовой школе (ЮЗАО) интерактивные доски поставил департамент. родители ничего не платили

То, что доски закуплены,а департамент отказался их оплачивать - точно неправда.
Либо их закупили и Департамент оплатил,
либо их планировали закупить и не закупили.

Интерактивных досок в этом году много закупили, возможно, вашей школе не досталось (а соседней досталось) - вот и хочет директор за счет родителей купить.

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Каким же должно быть помещение для малыша. Оно обязательно должно соответствовать определенным требованиям. Вот наиболее полный список этих требований [ссылка-1]

ВНИМАНИЕ!!! Родителям будущих первоклассников. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа "Школа Здоровья" № 1058 приглашает родителей первоклассников 2012 - 2013 учебного года принять участие в неделе «Будущий первоклассник» с 12 марта по 17 марта 2012 года Программа недели: Убедительная просьба к родителям и гостям школы при себе иметь сменную обувь или бахилы. От себя добавлю некоторый подробности, поскольку мы идем в эту школу))...

не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов.

Обсуждение

не имеют права собирать на стулья с партами, нам на это деньги дают-это во первых, в школе где я работаю в этом году тоже набрали вместо трех классов четыре, но классная комната есть кабинет музыки для них выделили, значит там есть парты и стулья, доска тоже. возникает вопрос: куда в вашей школе собираются посадить детей? потому что если есть сам класс то он оборудован, или для них построят новые кабинеты? звоните в управление образования на мебель деньги выделяются. и потом каждый ребенок для школы стоит определенную сумму денег, эти деньги делятся на зарплату учителям 90-95%, остальные 10-5% идут на материальные расходы: коммуналка и основные средства-учебники и мебель, при чем мебель мы имеем право приобретать только для учеников. Еще момент один, сейчас первоклассники уже идут по ФГОСу, а для них дополнительные деньги на оборудование классов и учебники идут. По сумме которую Вам озвучили конечно похоже что это мебель и доски для двух классов. Про закон: на сколько я знаю наоборот отменили территориальность школ, кто успел то и попал в школу, у нас отказывали районным, потому что уже перебор по 30-32 ребенка на класс. В ту школу где у меня дочь учиться, вообще приходили в ночь с 31 марта на 1 апреля очередь занимали, чтоб записаться.


Муж уже начинает нервничать и сам собирается идти к ней на разборки с 2 предложениями - или мы пишем коллективную жалобу в комитет образования о том, что директор деньги на парты собрала, а парты не купила, или она нам выдает документы на оплаченную мебель и доверенность на право действовать от ее имени, и мы с юристом идем к ее поставщику и предлагаем ему или деньги вернуть, или парты привести, или в суд идти, который нам присудит еще и неустойку.

Ведь парты покупать за счет родителей, подсудное дело. Ремонт - это другое дело. А вот именно мебель, даже пылесосы и обогреватели должны встать на баланс школы. Сейчас вот доску купили в Витале.

Обсуждение

Мое мнение - не покупайте такие регулируемые парты. Крайне неудобные они. У нас почему-то централизованно решили, что в 1 классе они д.б. на минимальной позиции, т.к. дети "маленькие". Моя дочка - очень высокая - чувствует себя неудобно за такой партой, так мало того - под парту не лезут ноги, поэтому она ободрала всю юбку и наставила себе синяков. Думаю, не одна она такая. Но почему-то поднимать не дают. Мол, если поднимать парты, то всем сразу. Если ваш ребенок крошечный, то ему будет удобно за ними, если большой, то зачем ему вообще такая регулируемая парта? Он может сидеть и за нормальной. В параллельном классе купили как раз такие, нормальные. Я с завистью смотрю на их класс. А у нас, как детсадовская группа какая-то.

То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. Если у девочки проблема со зрением, ей нужно сидеть на определенном расстоянии от доски.

Обсуждение

Ну не знаююю. У нас на последнюю парту обычно отличников сажают, потому что за ними приглядывать не надо и поведение у них лучше. Так было в мое время да и теперь случается. Но вообще в классе у нас другая система - все дети менятся каждую неделю. То есть ты сидишь сегодня на первой парте, на след. неделе - на второй и так далее. Когда весь ряд "отсидишь" переходишь на другой ряд. То есть ребенок и справа сидит и слева и впереди и сзади. Исключение составляют (не подумайте что дети с плохим зрением!!!).... только двоешники, которых сажают на первые парты:))

Мою сажали в началке нарочно на последнюю парту, чтобы она не портила уроки-она опережала класс на годы. :-)
Там ей давли задания индивидуальные и поднятыми руками" готово" она никого не раздражала.А потом ей там читать разрешали, когда она, например, контрольную за 10 минут решала, а до звонка еще..

Но все равно ей это осточертело-всех меняли метами, у а у нее всегда последняя парта. И теперь, взрослой, она предпочитает первые парты или серединки.

Даша-то сама как относится? Если ей трудно и неприятно, я бы пошла.А если нормально и ротация постоянная происходит в классе, то оставила бы как есть.

Опубликовано: Март 28, 2012

Основные критерии подбора школьной мебели

Школа - это важная часть жизни любого человека. В комфортном обучении большую роль играет обстановка в школьном кабинете, а именно то, чем заполняется этот кабинет. В данной статье рассмотрим основные критерии, которые касаются школьной мебели и ее выбора.

Школьная мебель должна быть сделана профессионалами, знающими особенности технологии ее изготовления, ведь за этой мебелью будут сидеть дети, и не может быть и речи о не качественном сырье для мебели, она должна быть сделана из натурального сырья. При изготовлении школьной мебели предприятие должно взять себе за правило сделать мебель, которая будет надежна, выдержит все испытания детей над ней, т.е. долговечна и, конечно, самое главное не причинить вред ни одному ребенку, быть травм безопасной. Выполнение этих основных правил можно достичь только с помощью использования современных технологий и оборудований.

Работник школы, занимающийся заказом и заменой мебели в ней, должен быть ознакомлен с педагогическими требованиями к мебели, санитарно - гигиеническими, эргономическими (правильная организация рабочего пространства), производственно - экономическими и архитектурно - художественными.

Педагогическое требование включает в себя следующие критерии:

Первом делом, его задача полностью отсканировать ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия». Этот нормативный документ вступил в силу с 1.07.2003, на сегодняшний день он является основным документом для выбора мебели в школу. Следующим шагом для правильного заказа мебели будет то, что нужно изучить ГОСТ 5994 - 93 Парты, здесь можно найти типы парт, их функциональные размеры, а также некоторые требования.

Рассмотрим по подробнее некоторые из ранее перечисленных требований. Педагогическое требование соблюдается с помощью следованию ниже перечисленных правил:

1) Мебель должна быть стойкой, она не должна терять своего качества долгое время. Согласно ГОСТам парта должна служить не менее 10 лет, стул ученический закупается на 5 лет, остальная школьная мебель должна быть сроком на не менее чем 20 лет.

2) В каждом кабинете должен быть правильный комплект парт по росту учащихся, по возрастанию от доски. Это очень важно для начальной школы.

3) Не допускается использование мебели с острыми углами столешниц, они должны быть обязательно закруглены, окантовка столешниц желательно должна быть сделана из пластиковой кромки, типа ABS. Каракас стола должен быть сделан из круглого профиля, каждая парта или шкаф должны иметь механизм регулировки, в случаях, если пол не ровный. Самое важное это - вся мебель должна обладать высокой степенью прочности.

4) Школьная мебель должна быть правильно собрана. От того, как ее собирали, зависит то, насколько она будет прочной и как долго прослужит.

5) Некоторые кабинеты в школе требуют специальную мебель. В этих кабинетах мебель должна соответствовать всем требованиям технической безопасности. Ведь на этих предметах проводятся различные лабораторные работы.

6) В случае порчи школьной мебели, его ремонт необходимо производить с максимальным нарушением качества мебели.

Санитарно - гигиенические требования отвечают за правильное физическое развитие ребенка. Школьная мебель должна сама по себе и по типу расположения в классе служить для профилактики нарушения физического развития. Если мебель подобрана не по размеру и пропорциям школьника, то вероятность появления болезней типа сколиоза увеличивается в несколько раз. Исходя из этого, делаем вывод, что один из важнейших гигиенических требований - это соответствие размера мебели к росту ученика.

В 1972 году была сделана ростовая шкала для школьников с максимальным интервалом в 15 сантиметров. В этой шкале учебная мебель делилась на пять групп (А, Б, В, Г, Д).

Эта система была пересмотрена в 1986 году. В этом году ввели другую нумерацию для ростовых групп. Всего стало шесть номеров. Также была изобретена определенная цветовая маркировка. Она соответствовала полностью стандартам, принятым в мире ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». 1992 год закончился тем, что государственные стандарты на школьную мебель были снова пересмотрены, появились шесть номеров для размещения парт по росту. Пересматривался нормативный документ «Мебель школьная. Функциональные размеры» (такие пункты, как ГОСТ 11015, ГОСТ 18314, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359 и др.). Начиная с 1994 года вся школьная мебель должна иметь обязательную сертификацию.

Качественно изготовленные парты в обязательном порядке имеют номер (пишется в числителе) и рост учащихся, для которых соответствует эта мебель (указывается в знаменателе). Обычно эти данные отмечают с внутренней стороны крышки парты или стула. Кроме всего прочего, каждая парта и каждый стул должны быть отмечены определенным цветом с обеих сторон мебели, эти отметки должны быть видны. Маркер делают либо круглым (диаметр около 10 мм), либо в виде прямоугольника (длина 15 мм, ширина 10 мм).

Когда все парты отмечены, их необходимо правильно расставить. От доски к задней стене парты ставятся в порядке увеличения их номера. Как правило, самая первая парта это парта с №1, вторая парта имеет №2, либо иначе группу. А, третья парта №3, иначе группа Б. В крайних случаях мебель большего размера разрешается ставить в крайние ряды.

От правил расстановки мебели перейдем к правилам посадки учеников в классе. Если в классе есть ребята с плохим слухом (слышат только на расстоянии 3 -4 метров нормальную речь, а шепот от 0,5 до 1 м), либо дети с плохим зрением им нужно отводить место за первыми партами. Но если ребенок носит очки, то это правило можно не соблюдать. Нельзя садить со слабым иммунитетом, часто болеющих простудой, ангиной близко к окну. Каждый педагог должен знать, что два раза в год нужно менять местами детей сидящих в крайних рядах, чтобы их осанка и зрение не ухудшилось.

Что касается расстояния между мебелью в кабинете, то оно должно быть не менее 60 сантиметров между рядами с двухместными партами. Если парты одно местные, то расстояние не менее 50 сантиметров.

Столы должны стоять в не менее чем в расстоянии 70 сантиметров от наружной стены. Для зданий, построенных из кирпича, это расстояние сокращается до 50 сантиметров. То же самое для расстояния от внутренней стены и шкафов до парт. Расстояние между передней стеной и классной доской должно быть 170 - 200 сантиметров, при любом количестве рядов. В кабинетах - лабораториях, где есть демонстрационный стол, это расстояние равняется 225 сантиметрам. В том случае, если в кабинете четыре ряда, то расстояние от доски до первых парт не должно быть менее 225 сантиметров. Задняя стена должна находиться на расстоянии 65 сантиметров, в случае если она наружная, то 100 сантиметров. Если вдоль задней стены стоят шкафы, то расстояние от них до последних парт рядов должно быть 80 сантиметров. Расположение двери так же имеет значение. Если дверь находиться со стороны задней стены, то расстояние будет 120 см.

Ряды парт должны стоять друг от друга на расстояние 50 см.

Стол учителя располагается в 65 см от передней стены и в 50 см. от первой парты, демонстрационный стол в 100 см.

Что касается угла, то в первых классах он должен быть и в лабораториях он должен быть 40 градусов (начиная от края места, заканчивая серединой первой парты), в четвертом классе - 40 градусов, в остальных предметных кабинетах 35 градусов.

После того, как парты правильно расставлены, нужно правильно рассадить детей. Основной критерий - это их рост. Рост школьников можно измерить заново с помощью ростомера или сделать специальную рейку, где с одной стороны будут нанесены деления, между делениями интервал равен 15 см. Затем можно проставить номер мебели, чтобы можно было сразу определить, куда посадить ребенка. Можно это все не проделывать, а просто взять данные из медицинских карт, с учетом обуви + 2 см. Каждый ребенок в классе должен знать парты, маркированные каким цветом, ему подходят. Согласно ГОСТам оранжевый цвет соответствует высоте 100-115 см от пола, фиолетовый соответствует 115-130 см, желтый цвет ставиться для 130-145 см, красный для 145-160 см, зеленый цвет подходит детям от 160 до 175 см, а за парты с голубой маркировкой могут сесть дети от 175 до 190 см роста. Чтобы у детей была наглядность, и они не забывали, можно сделать в кабинете мерную линейку, с отметкой всех маркеров.

Кроме заполнения медицинских карт, все данные о физическом состоянии школьников должны быть еще и в классном журнале. В начальной школе измерение роста учеников должно проводиться каждый год и заноситься в лист здоровья. Это документ, с подписью классного руководителя, школьного врача и утвержденный директором учебного заведения.



От: ,  
- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)


Комментарии и отзывы (потяните за правый нижний край для увеличения окна):