Выставочный зал площадь на человека. Проектирование выставочных комплексов

Технологии утепления

4.106. Рекомендуемые состав и площади выставочно-музейных помещений приводятся в табл. 28. Состав выставочно-музейных помещений в культурно-зрелищных учреждениях, различных по уровню комфорта, приводится в Приложении 5.

Таблица 28

Наименование помещений

Площадь, м 2

Экспозиционные помещения:

Для постоянной экспозиции музея

10-15 на 1 посетителя

Для выставок

5-10 на 1 посетителя

Подсобные при выставочных помещениях (для хранения экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, проведения подготовительных работ)

30 и более

Аудитория

0,8 на 1 место, из расчета на 30-36% посетителей, но не менее 20

Помещения фондохранилища:

Хранение экспонатов

2 и более на 1 посетителя

Приема и обработки экспонатов

Работы сотрудников

Научного архива

Помещения лабораторий и мастерских:

Фотолаборатория

Реставрационная мастерская

Художественная мастерская

Поделочная мастерская

Макетно-модельная мастерская

Декоративно-оформительская мастерская

Столярная мастерская

Слесарная мастерская

Электромеханическая мастерская

Служебно-хозяйственные помещения:

Кабинет заведующего

Комната экскурсоводов

Комната персонала

Кладовые материалов и оборудования

Санитарные узлы

Помещения хранения и обработки уборочного инвентаря

Вестибюльные помещения:

Вестибюль

0,2-0,3 на 1 посетителя

Гардероб

0,1 на 1 посетителя

Хранение сумок, портфелей

0,04 на 1 посетителя

4.107. Число экспонатов постоянной экспозиции следует принимать от характера коллекции и размеров ее предметов; рекомендуемый показатель, который может быть положен в основу уточненных расчетов площади помещений постоянной экспозиции, равняется 1-4 экспоната на 1 м 2 ; общая площадь, занимаемая экспозиционным оборудованием, составляет, как правило, 10-15%, а в случае крупных экспонатов - до 30% площади зала.

4.108. Помещения для временной экспозиции следует проектировать с учетом возможности установки и частой смены разнообразных сборно-разборных выставочных конструкций; при размещении выставочной экспозиции на площади фойе культурно-зрелищного учреждения последняя увеличивается на 0,15 м 2 на 1 место в зрительном зале.

@ 4.109. В культурно-зрелищных учреждениях малой вместимости выставочные помещения допускается использовать и как аудиторию - для встреч и обсуждений. Для этого в них следует предусматривать устройства для крепления рядов кресел к полу и помещение их хранения. Допускается устройство выставок на площади фойе или кулуаров культурно-зрелищного учреждения.

4.110. Выставочно-музейные помещения следует, как правило, проектировать в структуре культурно-зрелищного учреждения обособленными и размещать вблизи вестибюля, обеспечивая к ним непосредственный доступ, минуя другие группы помещений.

Помещения постоянной экспозиции должны быть максимально приближены к посетителю культурно-зрелищного учреждения и иметь удобную связь с фондохранилищем и мастерскими. Пешеходные и технологические коммуникации к ним должны быть максимально короткими и удобными. Выставочные помещения должны иметь непосредственную связь с вестибюлем. Допускается при соответствующем обосновании устройство для выставочных помещений отдельного входа, а также размещение их в отдельном блоке или здании.

@ 4.111. Ориентацию световых проемов экспозиционных помещений следует, как правило, принимать на северную сторону горизонта. Проемы, ориентированные на юго-западный сектор горизонта (180°-270°), должны иметь солнцезащитные устройства.

4.113. Площадь помещений фондохранилища определяется заданием на проектирование в зависимости; от характера и размера хранимых материалов.

Расположение фондохранилища в структуре культурно-зрелищного учреждения должно обеспечивать возможность его перспективного расширения.

4.114. В составе помещений фондохранилища предусматриваются вспомогательные помещения: для приема и обработки экспонатов (с изолятором и дезинфекционной камерой), научного архива, работы персонала.

@ 4.115. Помещения фондохранилища не допускается располагать смежно, над и под помещениями с мокрыми процессами. Они должны иметь удобную функциональную связь с лабораториями и мастерскими и не должны быть проходными.

4.116. В составе лабораторий и мастерских выставочно-музейных помещений следует предусматривать фотолабораторию, реставрационную и художественную мастерские, а также поделочную мастерскую для выполнения текущих работ по оборудованию экспозиций и фондохранилища: макетно-модельных, декоративно-оформительских, переплетных, столярных, слесарных, электротехнических. В зависимости от величины выставочно-музейных помещений для этих видов работ могут выделяться отдельные помещения.

Несмотря на разнообразные назначения и тематику выставок, их проектирование исходит из ряда общих условий, которые определяют необходимый набор помещений, функциональные требования к этим помещениям, к участку. Любая выставка предполагает открытую экспозицию части экспонатов. На художественной выставке ими являются некоторые скульптуры, на промышленной или сельскохозяйственной - часть особо крупных агрегатов, сельскохозяйственных машин и пр. В связи с этим территория открытой экспозиции должна быть не менее площади закрытой. Сама территория, отводимая для выставки, как правило, должна располагаться в парковой зеленой зоне города с тем, чтобы посещение выставки и усвоение новой информации сочетались с отдыхом. Кроме площадки открытой экспозиции генпланом должны предусматриваться резервная территория для расширения экспозиции, хозяйственный двор, места для стоянки автомашин.

В состав помещения выставочного здания должны входить: экспозиционные залы; группа помещений обслуживания посетителей; группа производственных помещений - для подготовки экспонатов к экспозиции, фотомастерские, мастерские декоративно-оформительских работ, административные помещения, входная группа помещений.

По функциональной схеме предполагается непосредственная связь экспозиционных помещений с входной группой, помещениями для обслуживания посетителей и администрацией. Производственные помещения проектируют с отдельным входом и связывают с экспозиционными.

Последние составляют композиционное ядро здания, и их габариты могут быть весьма разнообразными. В практике строительства встречаются экспозиционные залы площадью до 26 тыс. м2 с различной высотой. Однако проведенный зрелищных зданий и спортивных сооружений анализ показал, что можно ограничиться тремя типами залов площадью 900, 1500 и 3000 м2 с тремя размерами по высоте: 4,5 м - для размещения небольших экспонатов с временной нагрузкой на перекрытие до 500 кг/м2, 6 м - для машин и механизмов с нагрузкой до 1000 кг/м2, 9 - 12 м - для особо крупных экспонатов. Административные помещения и мастерские проектируют с высотой этажа 3,3 м в единой конструктивно-планировочной сетке 6X6 м.

Экспонаты должны размещаться и освещаться наиболее благоприятно и с учетом того.обстоятельства, что до 80% информации посетитель выставки получает посредством зрительного восприятия, причем наиболее активной зоной по высоте в вертикальной плоскости служит зона между отметками 0,8-0,9 и 2,5 м от уровня пола, вертикальный угол зрения - 27°, а горизонтальный - 50-55°. Исходя из этих параметров устанавливаются оптимальные размеры проходов по ширине при односторонней экспозиции плоских предметов - 5 м, при двусторонней - 9 м, а при размещении между ними объемных объектов экспозиции - 24 м. График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей.

Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов.

В отличие от всех ранее рассмотренных зданий в выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Области целесообразного применения каждого типа освещения в зависимости от типа экспонатов указаны в табл. 17 . Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов.

Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями. Искусственная освещенность отдельных экспонатов меняется в зависимости от их светлоты, но характеристика насыщения светом всего пространства зала на уровне 1,5 м от пола должна составлять не менее 150 лк.

Таблица 17 . Области применения различных видов естественного освещения

Тип освещения

Схемы расположения
светопроемов

Область применения при
следующих экспонатов

Верхнее
Полное

Объемные: строительные,
промышленные, сельскохозяйст-
венные экспонаты

Центральное

Б

Скульптура

Периферийное

В

Плоскостная
настенная экспозиция

При проектировании выставочных комплексов, галерей и залов следует помнить, что это не просто строительные объекты, а лицо страны. Поэтому уровень строительства экспоцентров – показатель гуманитарного и индустриального развития страны.

Проектирование выставочных комплексов, галерей и залов должно учитывать ряд требований, предъявляемых к такому виду сооружений во всем мире. К ним относят:

· Наличие въездных групп, позволяющих доставлять крупногабаритные грузы непосредственно в выставочные залы.

· Продуманную инфраструктуру (конгресс-холл, стационарные конференц-залы, помещения для хранения ценных вещей, комнаты для переговоров, ресторан быстрого питания, гардеробные и туалетные комнаты, системы кондиционирования).

· Дизайн и архитектурные решения, которые могли бы удовлетворить организаторов выставок самых различных направлений.

· Возможность деления зала мобильными перегородками для проведения сразу нескольких мероприятий.

· Способность пола выдерживать сверхвысокие нагрузки.

· Высокие потолки, дающие возможность разгружать мощными автокранами крупногабаритные экспонаты прямо в павильонах и строить многоэтажные выставочные стенды.

· Систему коммуникаций (электро- и водоснабжение, канализация, интернет, беспроводные системы связи, телефон).

Существующая мировая практика проектирования выставочных комплексов, галерей и залов дифференцирует приемы архитектурной композиции по четырем системам застройки:

· централизованной (все помещения сосредоточены в одном сооружении);

· блочной (сооружения разного предназначения представляют собой отдельные блоки);

· павильонной (основные группы сооружений размещаются в отдельных строениях);

· смешанной (возможно сочетание различных систем)

6.1. Градостроительное решение выставочных территорий

При выборе территории выставки большое значение придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами, решению транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтным качествам территории. В результате оценки комплекса факторов выбирается местоположение выставки: в городском центре, на периферии с учетом развития города или за его пределами как самостоятельный организм.

Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленения и акватории, инфраструктурой- сетью пешеходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схемы функционального зонирования территории с выделением центральной и тематических зон. Помимо площади, отводимой под застройку комплекса, предусматриваются площади для открытой экспозиции. Определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленения и обводнения, выделяются резервные площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, пешеходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей, хозяйственный двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные входы и индивидуальные маршруты но отдельным разделам.

6.2. Принципы проектирования выставочного здания

В структуре выставочного павильона содержатся те же основные группы помещений, что и в музейных зданиях: помещения, обслуживающие посетителей, экспозиционная зона, административные и служебные помещения. Хранилища в выставочных зданиях небольшой емкости и не играют той роли, которая принадлежит фондам в музеях. В вестибюльную группу входят: гардероб (в ряде случаев), экскурсионное бюро, киоски, информационный центр, туалеты. Вблизи вестибюля располагаются места отдыха и буфеты. Конференц-блок для культурно-просветительной работы нередко размещается в отдельном объеме и с самостоятельным входом. Группа административных помещений (приемная, дирекция, сектор массовой работы, служебные помещения и общественные организации) проектируется компактно и обязательно с естественным светом. Служебная зона включает кухню при кафе, пункт технического обслуживания, помещения инженерного оборудования и комнаты обслуживающего персонала. Для приема экспонатов делается специальный вход, связанный с выставочными залами. Обслуживающие помещения по площади составляют примерно треть от экспозиционной площади.

6.3. Функциональные взаимосвязи групп помещений

Объемно-планировочные решения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка), а также расширения здания (в том числе путем достройки блоков или модулей). Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей.

График движения определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения.

Для ориентации движения посетителей используются средства визуальной информации, а также «визуальная эстафета» от крупного экспоната к следующему важному экспонату.

6.4. Принципы организации экспозиции

Выставки отличаются конкретными целями, содержанием и составом экспонатов. Задача архитектора предположить оптимальное функциональное построение и активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. Выставочную экспозицию посетитель воспринимает быстрее, нежели музейную, с меньшей затратой времени и усилий.

В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны, диафильмы с дикторским текстом и звуковым сопровождением и кинофильмы, для демонстрации которых на экспозиционной площади выгораживаются импровизированные залы. Применение таких методов способствует более полному „ раскрытию содержания экспозиции. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты-натурные, статические или действующие модели для лучшего обозрения размещают на разных уровнях.

Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях.

На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияния внешней среды.

Высота павильонов строго не регламентируется и определяется скорее общим замыслом, нежели габаритами экспонатов. Исключение составляют выставки крупных машин и строительных механизмов. Высота экспозиционных помещений колеблется от 4-5 до 9-12 и более м. Для обслуживающих помещений применим планировочный модуль 6x6м при минимальной высоте 3,3 м.

6.5. Освещение

Экспонаты должны размещаться и освещаться наиболее благоприятно и с учетом того.обстоятельства, что до 80% информации посетитель выставки получает посредством зрительного восприятия, причем наиболее активной зоной по высоте в вертикальной плоскости служит зона между отметками 0,8-0,9 и 2,5 м от уровня пола, вертикальный угол зрения - 27°, а горизонтальный - 50-55°. Исходя из этих параметров устанавливаются оптимальные размеры проходов по ширине при односторонней экспозиции плоских предметов - 5 м, при двусторонней - 9 м, а при размещении между ними объемных объектов экспозиции - 24 м. График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей.

Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов.

В отличие от всех ранее рассмотренных зданий в выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Области целесообразного применения каждого типа освещения в зависимости от типа экспонатов указаны в табл. Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов.

Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями. Искусственная освещенность отдельных экспонатов меняется в зависимости от их светлоты, но характеристика насыщения светом всего пространства зала на уровне 1,5 м от пола должна составлять не менее 150 лк.

Таблица Области применения различных видов естественного освещения

Тип освещения Схемы расположения светопроемов Область применения при следующих экспонатов
Верхнее Полное А Объемные: строительные, промышленные, сельскохозяйст- венные экспонаты
Центральное Б Скульптура
Периферийное В Плоскостная настенная экспозиция
Направленное Г Живопись, гобелены
Боковое Верхнебоковое Д Скульптура и живопись
Отраженное Е Плоскостные и объемные экспонаты с размещением плоских экспонатов на щитах, перпендикулярных проемам
С высоким расположением остекления Ж То же
С низким расположением остекления И То же

Выставочный зал - это помещение для демонстрации предметов, которые имеют общественный интерес. Выставочные залы должны отвечать основным требованиям - вместимость, надежная система безопасности и противопожарной защиты, оснащение соответствующим экспозиционным оборудованием, транспортная доступность и др. Первоначально выставочными залами были любые крупные сооружения (дворцы, манежи и др.).

В состав помещения выставочного здания должны входить: экспозиционные залы; группа помещений обслуживания посетителей; группа производственных помещений - для подготовки экспонатов к экспозиции, фотомастерские, мастерские декоративно-оформительских работ, административные помещения, входная группа помещений. По функциональной схеме предполагается непосредственная связь экспозиционных помещений с входной группой, помещениями для обслуживания посетителей и администрацией. Производственные помещения проектируют с отдельным входом и связывают с экспозиционными. В выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов. Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями.

График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей. Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов.

Концертный зал делится на демонстрационную площадку и зону зрительских мест.

Типы концертных залов.

Узкоспециализированных (филармонических, органных, хоровых и т.п.), предназначенных для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала);

Универсальных концертных, допускающих демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности;
· универсальные зрелищные залы (театрально-концертных, киноконцертных, театрально-киноконцертных, спортивно-концертных, цирко-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности;
· многоцелевые залы (концертно-танцевальных, концертно-танцевально-банкетных, лекционно-концертных и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности. Главной особенностью разработки проектов концертных залов является их сложность с точки зрения акустической системы. Здесь необходимо учитывать не только технические характеристики оборудования, но и особенности самого помещения. Так, проектирование концертных залов чаще всего ведется с учетом следующих параметров:


Оптимальное звучание для симфонического оркестра. Для его обеспечения высота зала должна начинаться от 9 метров. При этом минимальная длина зала равняется 27 м, а ширина – 16 м.

Интенсивность звука концерта. Если концертный зал предназначен для выступления эстрадных, народных и хореографических исполнителей, то не рекомендуется размещать зрителей по бокам сцены-эстрады и на приподнятых галереях. Такой тип приближения слушателей больше подходит для литературных, камерных и филармонических выступлений. При этом нужно выдерживать расстояние до эстрады – не больше 45 м для филармонии, 30 м – для камерных и 27 м – для литературных исполнителей.

Автономные «капсулы». Проект любого концертного зала представляет собой автономную акустическую капсулу. Это значит, что концертные залы должны быть удалены от лифтовых шахт, вентиляционных шахт и камер, а также от шумных помещений и транспортных магистралей.

Устройство специальных мобильных архитектурных элементов для последующей установки звукоотражающих экранов, звукопоглощающих элементов и т.п. Необходимо для того, чтобы менять акустические характеристики концертного зала под определенного исполнителя.

Устройство акустических раковин – ограждений вокруг эстрадной площадки, которые хорошо отражают звуковые волны.

4.103. Выставочно-музейные помещения культурно-зрелищных учреждений должны обеспечивать условия для организации постоянной экспозиции, устройства выставок, формирования и хранения коллекций, проведения культурно-просветительской работы

Выставочно-музейные помещения должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02-89* и настоящих норм, а также положениям нормативно-методических документов по проектированию музеев и выставок, действующих на территории Москвы.

Таблица 25.

Помещения кружков Примечания
Хоровой и по интересам 1,8 1,5 1,2
Универсального назначения 3,0 2,9 1,8
Театрально-драматический, изобразительного искусства, кино-, фото-, технический (без крупногабаритного оборудования), домоводства, оркестровый 3,0 2,9 1,8
Танцевальный, цирковой, технический (с крупногабаритным оборудованием), художественных промыслов и ремесел 6,0 5,0 4,0
Кладовые, встроенные шкафы Дополнительно к площади кружков-изо-, кино-, фото, оркестрового, художественных промыслов и ремесел В остальных случаях - на площади кружков.

1) Площади кладовыхи встроенных шкафов в кружковых помещениях принимаются из расчета 0,1 - 0,2 от площади соответствующих помещений.

Таблица 26.

Помещения Площадь на 1 посетителя, м 2 , при уровне комфорта Примечания
Аудитория - лекционный зал: Оборудуется киноэкраном и эстрадой
- при оборудовании стационарными креслами с пюпитрами 1,2 1,1 1,0 При вместимости до 120 мест выделяется место для передвижной кионо- или видеоустановки
- при оборудовании съемными креслами 1,0 0,9 0,8 При вместимости 120 мест и более предусматривается проекционная
Кулуары аудитории 0,4 0,3 0,2 Допускается не предусматривать при не посредственной связи аудитории с вестибюлем, гостиной или объединять с этими помещениями.
Зал празднеств и обрядов (банкетный зал) 3,6 3,0 2,4 50 м 2
Видеозал 1,5 1,3 1,1 При проектировании видеокабин 1,5-2 м 2
Видеотека П.4.137.см. табл. 30
Клубный читальный зал 1) 3,6 3,0 2,4
Компьютерный зал 2) - - -
Интернет-кафе 2) - - -

1) Площади и состав помещений следует принимать по табл. 29 (см п.4.122).



2) Площадь определяется заданием на проектирование с учетом габаритов оборудования.

Таблица 27.

4.104. Расчетными показателями выставочно-музейных помещений являются число посетителей, а также количество и характер экспонатов. Эти показатели устанавливаются заданиемна проектирование в соответствии с назначением, уровнем комфорта культурно-зрелищного учреждения и формами его работы.

Расчетное число посетителей выставочно-музейных помещений принимается в количестве 10% максимальной единовременной вместимости культурно-зрелищного учреждения.

4.105. К выставочно-музейным помещениям относятся экспозиционные помещения, аудитории; помещения фондохранилища, лабораторий и мастерских, служебно-хозяйственные помещения. Их состав определяется заданием на проектирование в зависимости от назначения, уровня комфорта культурно-зрелищного учреждения и форм его работы.

При размещении выставочно-музейных помещений в автономном блоке или отдельно стоящем здании в их составе следует предусматривать вестибюльные помещения.

4.106. Рекомендуемые состав и площади выставочно-музейных помещений приводятся в табл. 28. Состав выставочно-музейных помещений в культурно-зрелищных учреждениях, различных по уровню комфорта, приводится в Приложении 5.

Таблица 28

Наименование помещений Площадь, м 2
Экспозиционные помещения:
- для постоянной экспозиции музея 10-15 на 1 посетителя
- для выставок 5-10 на 1 посетителя
Подсобные при выставочных помещениях (для хранения экспозиционного оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, проведения подготовительных работ) 30 и более
Аудитория 0,8 на 1 место, из расчета на 30-36% посетителей, но не менее 20
Помещения фондохранилища:
- хранение экспонатов 2 и более на 1 посетителя
- приема и обработки экспонатов
- работы сотрудников
- научного архива
Помещения лабораторий и мастерских:
- фотолаборатория
- реставрационная мастерская
- художественная мастерская
- поделочная мастерская
- макетно-модельная мастерская
- декоративно-оформительская мастерская
- столярная мастерская
- слесарная мастерская
- электромеханическая мастерская
Служебно-хозяйственные помещения:
- кабинет заведующего
- комната экскурсоводов
- комната персонала
- кладовые материалов и оборудования 18-24
- санитарные узлы
- помещения хранения и обработки уборочного инвентаря
Вестибюльные помещения:
- вестибюль 0,2-0,3 на 1 посетителя
- гардероб 0,1 на 1 посетителя
- хранение сумок, портфелей 0,04 на 1 посетителя

4.107. Число экспонатов постоянной экспозиции следует принимать от характера коллекции и размеров ее предметов; рекомендуемый показатель, который может быть положен в основу уточненных расчетов площади помещений постоянной экспозиции, равняется 1-4 экспоната на 1 м 2 ; общая площадь, занимаемая экспозиционным оборудованием, составляет, как правило, 10-15%, а в случае крупных экспонатов - до 30% площади зала.

4.108. Помещения для временной экспозиции следует проектировать с учетом возможности установки и частой смены разнообразных сборно-разборных выставочных конструкций; при размещении выставочной экспозиции на площади фойе культурно-зрелищного учреждения последняя увеличивается на 0,15 м 2 на 1 место в зрительном зале.

@ 4.109. В культурно-зрелищных учреждениях малой вместимости выставочные помещения допускается использовать и как аудиторию - для встреч и обсуждений. Для этого в них следует предусматривать устройства для крепления рядов кресел к полу и помещение их хранения. Допускается устройство выставок на площади фойе или кулуаров культурно-зрелищного учреждения.

4.110. Выставочно-музейные помещения следует, как правило, проектировать в структуре культурно-зрелищного учреждения обособленными и размещать вблизи вестибюля, обеспечивая к ним непосредственный доступ, минуя другие группы помещений.

Помещения постоянной экспозиции должны быть максимально приближены к посетителю культурно-зрелищного учреждения и иметь удобную связь с фондохранилищем и мастерскими. Пешеходные и технологические коммуникации к ним должны быть максимально короткими и удобными. Выставочные помещения должны иметь непосредственную связь с вестибюлем. Допускается при соответствующем обосновании устройство для выставочных помещений отдельного входа, а также размещение их в отдельном блоке или здании.

@ 4.111. Ориентацию световых проемов экспозиционных помещений следует, как правило, принимать на северную сторону горизонта. Проемы, ориентированные на юго-западный сектор горизонта (180°-270°), должны иметь солнцезащитные устройства.

4.113. Площадь помещений фондохранилища определяется заданием на проектирование в зависимости; от характера и размера хранимых материалов.

Расположение фондохранилища в структуре культурно-зрелищного учреждения должно обеспечивать возможность его перспективного расширения.

4.114. В составе помещений фондохранилища предусматриваются вспомогательные помещения: для приема и обработки экспонатов (с изолятором и дезинфекционной камерой), научного архива, работы персонала.

@ 4.115. Помещения фондохранилища не допускается располагать смежно, над и под помещениями с мокрыми процессами. Они должны иметь удобную функциональную связь с лабораториями и мастерскими и не должны быть проходными.

4.116. В составе лабораторий и мастерских выставочно-музейных помещений следует предусматривать фотолабораторию, реставрационную и художественную мастерские, а также поделочную мастерскую для выполнения текущих работ по оборудованию экспозиций и фондохранилища: макетно-модельных, декоративно-оформительских, переплетных, столярных, слесарных, электротехнических. В зависимости от величины выставочно-музейных помещений для этих видов работ могут выделяться отдельные помещения.