Учимся определять злаки по вегетативным признакам. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

Советы банщикам

Общие признаки семейства злаков (вегетативные органы, строение цветков, плодов).

Злаки распространены почти во всех районах земного шара, особенно на открытых пространствах. Для степей ха­рактерны ковыли, типчак, для лугов - мятлики, овсянницы, для наших лесов - вейники, бор, перловники. Извест­но около 700 родов и 8000 видов.

Злаки - травянистые растения, только бамбуки, рас­тущие в тропиках, - древовидные. У злаков стебель в меж­доузлиях полый. Листья разделены на влагалища, охваты­вающие стебель и узкие линейные пластинки. На границе между влагалищем и пластинкой есть пленчатый вырост - язычок. В верхней части стебли злаков обычно не ветвятся, а ветвятся лишь внизу, где образуются зоны кущения. При очень скученном ветвлении возникают плотные дернови­ны (ковыли, белоус). Некоторые имеют длинные горизон­тальные корневища и одиночные подземные побеги (пы­рей ползучий). Цветки очень разнообразны. Каждый цветок состоит из двух цветковых чешуек, трех тычинок и пестиков с двумя рыльцами. Цветки собраны в колоски, а колоски - в сложные соцветия: метелку, сложный колос. Опыляются ветром. Плод - зерновка.

Общие признаки семейства злаков (вегетативные органы, строение цветков, плодов).


На этой странице искали:

  • каково строение вегетативных органов злаковых растений сделайте рисунок листа
  • каково строение вегетативных органов злаковых растений
  • строение вегетативных органов злаковых растений
  • Общие признаки семейства злаковых
  • какого строение вегетативных органов злаковых растений

Строение растений Морфология растений изучает строение и процессы формообразования (онтогенеза) растений.
Анатомия растений изучает строение и назначение отдельных органов растений.
Растительные клетки, имеющие одинаковую форму и выполняющие одну и ту же функцию, образуют орган. К основным органам растения относятся: корень, стебель и листья.

Корень. Корни представляют собой органы, предназначенные для закрепления растения в почве, а так же, поглощения, накопления и проведения питательных веществ. Корни образуют корневую систему.
Голосеменные и двудольные растения (одуванчик, морковь и так далее) обычно образуют стержневые корневые системы; Однодольные растения (подорожник, лютик и так далее) - мочковатые корневые системы.


Обычно корни - подземные, но существуют также водные и воздушные.

У корней различают зону роста - гладкую, без волосков, за счет которой корень в основном и растет. Вегетативная верхушка заканчивается хрупким корневым чехликом, который облегчает проникновение корня в почву.

Корни абсорбируют из почвы воду вместе с растворенными в ней минеральными солями. Таким образом, осуществляется постоянное снабжение растения влагой, необходимой для его роста и развития.

Стебель. Стебель является надземной частью растения. Назначение стебля - поддерживать надземную часть растения и осуществлять взаимодействие между корнем и листьями. По стеблю распределяются питательные вещества между всеми органами растения.
Существует несколько видов стеблей:
Существуют растения, у которых часть стебля модифицирована и трансформирована в настоящий резервный орган. Речь идет в основном о подземной части стебля, функции которой состоят в вегетативном размножении растения и поддержании в нём жизни в неблагоприятные периоды. Наиболее характерные примеры: клубни картофеля, корневища ириса, луковицы нарцисса и лука.

Листья Лист обычно состоит из черешка и листовой пластины. Существует несколько типов крепления листьев к стеблю. Наиболее распространённые типы - черешковое и без черешковое:

Флоэма (жилки листьев) имеет разную конфигурацию:

По форме, листья делятся на простые и сложные:

Листья растений выполняют множество различных функций. Основная из них, это фотосинтез. Фотосинтез - один из самых распространенных процессов на Земле, обусловливает круговорот в природе углерода, кислорода и других элементов. В процессе фотосинтеза живые органические клетки вырабатывают органические вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений). Потребляя углекислый газ, растения вырабатывают кислород, который поступает в атмосферу земли.

Цветки растений Цветки растений являются сложными органами семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений. Цветки могут располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Цветок состоит из стеблевой части (цветоножки и цветоложа), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики).

Мужской репродуктивный аппарат цветка составлен различным количеством тычинок, образованных из стерильно хрупкой удлиненной ножки, называемой тычиночной нитью, к концу которой прикреплен пыльник, который содержит мешочки с пыльцой.
Женский репродуктивный аппарат цветка состоит из одного или нескольких пестиков, которые, в свою очередь, подразделяются на внутреннюю часть - завязь с одной или несколькими яйцеклетками; волокнистую верхнюю часть - столбик, и на его вершине находится так называемое рыльце, предназначенное для хранения и питания пыльцевых зёрен.
Опыление
Ветер, вода, а также насекомые и другие живые существа невольно несут ответственность за столь необходимое для размножения растений опыление. Многие насекомые вроде пчел, шмелей и бабочек садятся на цветки в поисках нектара - сладкого на вкус вещества, содержащегося внутри цветков. Насекомые задевают тычинки, в результате из созревших пыльников выпадает пыльца, которая прилипает к ним и переносится на другие цветки.
Эффектная окраска, привлекательные формы и запахи цветков приманивают насекомых опылителей, которых так называют за то, что они способствуют "свадьбе цветов". Ветер тоже способствует распространению пыльцы. В особенности это касается растений, у которых много мелких цветочков без венчика, из-за чего они мало привлекательны для насекомых.

Цели:

1) выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;

2) развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.

3) формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой; воспитание уважения к хлебу.

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, драматизация, полилог.

Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Прогнозируемый результат: ученик должен уметь

  • назвать общие признаки растений семейства злаки, класса однодольные растения;
  • привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
  • обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов злаковых растений, последствия этой деятельности;
  • распознать растения семейства злаки;
  • сравнить различные представители данного семейства.

Дифференцированные задания на уроке:

Средства обучения: компьютер, графопроектор.

Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

  • самодеятельность учащихся
  • самоорганизация учащихся
  • развитие личности
  • формирование коллективизма
  • принцип ролевого участия
  • принцип ответственности
  • принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

  • организационный момент;
  • этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
  • усвоение новых знаний;
  • закрепление новых знаний;
  • информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

Здравствуйте, мои юные друзья-ботаники. Почему я могу вас так назвать? Кто такие ботаники? (ответы учащихся). Таким образом, мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками. Какой отдел мы рассматривали на предыдущих уроках (схема)? Какие классы входят в состав данного отдела? Какие семейства?

Мы сегодня с Вами на уроке должны заполнить этот белый листочек названием еще одного семейства.

По какому плану мы характеризуем каждое семейство цветковых растений?

План - характеристика семейства представлен на инструктивном листе.

  1. Количество видов
  2. Представители
  3. Строение вегетативных органов
  4. Строение генеративных органов
  5. Жизненные формы
  6. Значение

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать какие растения перечислены в данных художественных произведениях.

Ребята зачитывают отрывки из художественных произведений.

1. Балда говорит:

“Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу” (А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде)

В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов “Конек-Горбунок”)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству злаковые (тема записывается на доске при этом заполняется белый листочек).

Учитель читает стихотворение:

Облик злаков одинаков
Если ты не знаешь злаков:
Всюду крошечки-цветки,
И малютки-колоски,
И соломинки с узлами –
Различайте злаки сами!
Но внимательней взгляни:
Очень разные они. (Ю. Насимович)

Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. На доске появляется план урока.

III. Этап усвоения новых знаний

Среди растений нашей планеты злаки занимают особое положение. Они встречаются всюду, где земля не покрыта льдом, – доходят до северного и южного пределов распространения цветковых растений, поднимаются высоко в горы, к самой границе ледников. Если другие группы растений обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаки распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные пространства, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки играют главную роль. Ну и, конечно, злаки – основной компонент большинства агроценозов, без них жизнь человека сейчас просто немыслима. Ведь именно злаки являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же – одни из главных кормовых растений в животноводстве.

Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.

Сказка ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.
Вы внимательно смотрите,
За всем внимательно следите
И потом спрошу я вас:
“Как вы поняли рассказ?”

Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Соломинка, Тростник и Бамбук. Жили, не тужили, между собой ладили. Да и как не ладить, ведь все-таки родственники, одно семейство - злаки.

Соломинка: Одно-то одно, да я всех важнее, потому что я им всем родственник, у всех 9 тыс. видов – стебель соломина.

Учитель: Вот - вот, с этого все и началось.

Соломинка: А что, разве я не права? У всех: у бамбука и тростника, у ржи и пшеницы, у риса и ячменя – у всех стебель внутри полый – соломина.

Бамбук: Разве стебель в родстве самое главное? Главнее цветок. У нас с тростником он есть, значит, мы и главнее.

Тростник: Точно. Вот посмотри, какой цветок у всех злаков (показывает модель цветка). Каждый цветок состоит из двух цветочных чешуй, заменяющих околоцветник. Чешуи разные по форме и размерам. Более крупная нижняя цветковая чешуя на вершине вытянута и образует ость. Более мягкая верхняя цветковая чешуя как бы вложена в нижнюю. Кроме чешуй в цветке 3 тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и пестик с мохнатым рыльцем. Плод – зерновка. Цветки собраны в соцветие метелка или сложный колос.

Соломина: Стебель у злаков прямостоячий и полый в междоузлиях, только в узлах заполнен основной тканью. Такой стебель носит название соломина. Подобная конструкция очень совершенна. Кроме того, такой стебель отличается гибкостью.

Бамбук: Ну, расхвасталась! А мы хуже? Я быстрее всех злаков расту. На несколько десятков метров могу вырасти за сто лет. Кто еще из злаков так долго живет?

Соломина: Вырос бы ты, если бы не моя способность расти за счет деления клеток междоузлий.

Тростник: Зато я всему миру известен. Я могу расти и на болотах, и на лугах. И твоя соломина тут ни при чем.

Учитель: Да полно вам! Все вы к одному очень важному и древнейшему семейству относитесь. Говорят, что если бы не было злаков, то и цивилизации не было бы. Помиритесь, нехорошо ругаться.

Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих тетрадях дают характеристику семейства злаки.

Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.

Эвристическая беседа по материалу:

1. Сколько видов входит в состав данного семейства. Кто правильно ответил на этот вопрос?

2. О каких представителях речь шла в сказке?

3. В состав этого семейства входят и другие растения. Отгадайте загадку и узнайте, на каком рисунке изображено это растение. Обоснуйте свою точку зрения.

4. Слайд 1. Кукуруза

5. Слайд 2. Сорго

6. Слайд 3.Просо

7. Слайд 4. Рис

8. Слайд 5.Овес

9. Слайд 6. Тростник

10. Слайд 7. Пырей

11. Слайд 8. Пшеница

12. Слайд 9. Ячмень.

13. В сказке вы услышали о строении вегетативных органов. Какое строение имеют лист, корень, стебель? В помощь вам слайд 10

14. Уточним, строение генеративных органов. Проверьте, правильно ли вы написали формулу цветка растений семейства злаковые (слайд 14).

15. Какие жизненные формы характерны для представителей данного семейства? Если вы затрудняетесь с ответом, то посмотрите на слайд 11.

16. Все растения, за исключением одного представителя, имеют неодревесневший стебель. Что это за растение и что вы о нем знаете?

17. В шестом пункте нашего плана мы говорим о значении растений семейства злаки. Самостоятельно составьте схему “Значение растений семейства злаки”. Ребята работают в группах и составляют на альбомных листах схему.

18. Проверим себя, какое значение имеют перечисленные в таблице растения?

IV. Этап закрепления новых знаний

Проверим, как вы поняли данную тему.

Работа по листам закрепления материала. Сильные учащиеся получают гербарные экземпляры.

Лист закрепления материала.

1. Исключите лишнее понятие. Почему это растение лишнее?

  • климтя
  • кбубма
  • ткорстни
  • ыльвко
  • траас

2. Отгадайте, какие представители семейства злаки здесь перечислены. Почему эти растения относят к семейству злаки?

1.Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок

Нарыв (…..) злак

2. Вставьте слово, заканчивающее первое слово и начинающее второе

Бам (…) сир

3. Какие растения представлены перед вами на рисунке

О чем вы узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением. Теперь подведем итог в форме синквейна. Если кто-то забыл, что такое синквейн, то посмотрите на карточки.

Правила написания синквейна

  1. Название синквейна
  2. Два глагола
  3. Три прилагательных
  4. Обобщающее существительное
  5. Обобщающая фраза

Ребята в группах составляют синквейн и зачитывают его.

Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир растений. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

  • за выступление;
  • за работу на уроке;
  • за сообщение;
  • за работу по карточкам.

Я хочу сказать спасибо моим помощникам. Вы были неотразимы, за подготовку и помощь в проведении урока, интересный материал вы получаете оценку “отлично”.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сегодня вы получите каждый свое (индивидуальное) домашнее задание. Когда вы будете выходить из класса, вы сорвите плод с хлебного дерева. Задание у каждого из вас будет творческого характера.

50. Изучите таблицу "Оновные семейства покрытосеменных растений". Рассмотрите рисунки на с.47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.

1. тюльпан - лилейные

2. цветная капуста - крестоцветные

3. фасоль - бобовые

4. вишня - розоцветные

5. земляника - розоцветные

6. томат - пасленовые

7. клевер - бобовые

8. василек - сложноцветные

9. астра - сложноцветные

10. паслен - пасленовые

11. овес - злаковые

51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

Цветки с венчиком мотылькового типа. Плод - плоский двустворчатый боб с семенами-горошинами.

52. Запишите формулу цветка гороха.

53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаковых. Какими общими признаками они обладают?

Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза.

Общие признаки: травы, параллельное жилкование листа. Цветок, чаще всего, с трехлучевой симметрией, включает в себя три лепестка, три тычинки и один пестик. Плод - зерновка.

55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег - луковица. Плод - коробочка или ягода.

56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

епестки овальные, желтые или пурпурно-фиолетовые. Плоды - стручки.

57. Запишите формулу цветка дикой редьки.

58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его стрение, сделайте рисунок.

Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод - многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.

На сегодняшний день известно более 350 тысяч видов растений. Из них на класс Однодольные приходится около 60000 видов. При этом данный класс включает в себя два самых распространенных по территории обитания и хозяйственному значению семейства:

  • Лилейные.
  • семейство Злаковые или Мятликовые.

Подробнее ознакомимся с семейством Злаковые.

Таксономия Злаковых

Место в данное семейство занимает следующее:

Царство Растения.

Подцарство Многоклеточные.

Класс Однодольные.

Семейство Злаковые.

Всех представителей этого семейства объединяют в 900 родов. Общая численность представителей около 11000 видов. Растения семейства Злаковых встречаются как луговые, так и культурные, имеющие важное сельскохозяйственное значение.

Условия произрастания и распространение

Семейство Злаковые занимает очень обширные места обитания благодаря своей неприхотливости, влаго- и засухоустойчивости (не все виды). Поэтому можно сказать, что они охватывают собой практически всю сушу, за исключением Антарктиды и покрытых льдами территорий.

Это сразу дает понять, что растения семейства Злаковых весьма неприхотливы к условиям произрастания. Так, к примеру, представители луговых трав (тимофеевка, мятлик, пырей, ежа, костер и другие) совершенно спокойно переносят неблагоприятные условия зимы и жару лета.

Культурные же растения (рожь, овес, пшеница, рис) уже более требовательны, однако и они способны переживать довольно большие температуры воздуха.

К солнечному свету относятся одинаково нейтрально почти все представители, которые включает семейство Злаковые. Представители луга, степей, пампасов, саванн - привычные к жестким условиям растения, а окультуренные виды подвергаются постоянной заботе и обработке со стороны человека, поэтому тоже чувствуют себя комфортно в периоды малой освещенности.

Общая характеристика семейства

Семейство Злаковые включает в себя как однолетние, так и двухлетние и чаще всего многолетние растения. Внешне они, как правило, похожи, так как имеют схожее и листьев. Стебель же их имеет явные отличительные признаки от стеблей других растений - он совершенно пуст внутри и представляет собой полую трубку, которая получила название соломины.

Большая численность представителей семейства объясняется важностью их в хозяйственном плане: одни растения идут на корм скоту, другие на переработку и получение зерна и крахмала, третьи на получение белка, а четвертые на декоративные цели.

Морфологические признаки

Внешние (морфологические) признаки семейства Злаковые можно описать несколькими пунктами.

  1. Стебель соломина (кроме кукурузы и тростника), полый внутри.
  2. Хорошо выражены междоузлия на стебле.
  3. У некоторых представителей стебель в течение жизни одревесневает (бамбук).
  4. Листья простые, сидячие, с выраженным влагалищем, охватывающим стебель.
  5. удлиненная,
  6. Расположение листовых пластин очередное.
  7. типа, иногда в корневища превращаются подземные побеги.

Такими признаками обладают все представители, образующие семейство Злаковые.

Формула цветка

В период цветения растения данного семейства весьма непримечательны, так как склонны к самоопылению либо перекрестному опылению. Поэтому формировать огромные яркие и благоухающие цветки им смысла нет. Их цветочки мелкие, бледные, совершенно невзрачные. Собираются в соцветия разных типов:

  • сложный колос (пшеница);
  • початок (кукуруза);
  • метелка (ковыль).

Цветки у всех одинаковы, формула цветка семейства Злаковых выглядит следующим образом: ЦЧ2+ Пл2+Т3+П1. Где ЦЧ - цветочные чешуи, Пл - пленки, Т - тычинки, П - пестик.

Формула цветка семейства Злаковых дает ясное представление о невзрачности данных растений в период цветения, а значит использовании в декоративных целях не цветков, а листьев и стеблей.

Плоды

После отцветания формируется богатый белком и крахмалом плод. Он одинаков у всех представителей, входящих в семейство Злаковые. Плод получил название зерновка. И действительно, большинство людей, далеких от биологии, знают сам термин "злаки", и он ассоциируется с зернами сельскохозяйственных растений, называемых зерновыми.

Однако не только культурные растения семейства Злаковые имеют такой плод, но и луговые. Зерна богаты витаминами, клейковиной, белком, крахмалом.

Представители Злаковых

Как уже говорилось выше, всего насчитывается около 11000 растений, образующих семейство Злаковые. Представители их встречаются среди дикорастущих и культурных видов растений.

Дикорастущие представители:

  • тимофеевка;
  • костер;
  • ковыль;
  • пырей;
  • бамбук;
  • житняк;
  • овсяница;
  • овсюг;
  • щетинник и другие.

Большинство представителей дикорастущих Злаковых - это обитатели степей, лугов, лесов, саванн.

Культурные растения, образующие семейство Злаковые, плод свой образуют под влиянием разных условий окружающей среды. Именно поэтому, чтобы получить зерно достойного качества, многие из представителей Злаковых превратили в домашние культуры, за которыми осуществляется должный уход. К ним относятся:

  • рожь;
  • пшеница;
  • сахарный тростник;
  • овес;
  • просо;
  • ячмень;
  • сорго;
  • кукуруза и другие.

Культурные растения имеют большое хозяйственное значение для кормовой базы всей страны.

Однолетние растения

К однолетним растениям относятся те, которые весь жизненный цикл проходят за один То есть все основные жизненные процессы - рост, цветение, размножение и смерть - укладываются в один сезон.

Какое-то одно однолетнее растение семейства Злаковых привести в пример сложно. Их на самом деле достаточно много. Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся и имеющих промысловое значение.

  1. Гаолян. Растение из рода Сорго, является наравне с рожью, пшеницей и так далее.
  2. Дурра или Джугарра. Также кормовое растение, имеющее наибольшее распространение в южных частях Земли. Используется не только как зерновая культура, но в качестве сена и силоса для питания животных.
  3. Костер. Широко распространенное растение семейства Злаковых, которое часто принимают и расценивают как сорняк. Произрастает на любых почвах, неприхотливо к теплу и влаге, может обходиться долгое время без солнечного света. Используется только для питания животных, его плоды хозяйственного значения не имеют.
  4. Кукуруза. Одно из самых распространенных сельскохозяйственных культурных растений во многих странах мира. Из зерна кукурузы получают масла, муку, используют непосредственно сами зерна в вареном виде.
  5. Лисохвост. Травянистое растение, относящееся как к однолетним, так и к многолетним формам. Основное значение - образование травяного покрова на лугах (заливных). Идет на корм животным.
  6. Могар. Южная сельскохозяйственная однолетняя культура, которая выращивается не только на корм скоту, но и как продовольственное растение для получения ценного зерна. Теплолюбиво и светолюбиво, не произрастает на территории России.
  7. Мятлик. Существует несколько разновидностей представителей этого рода, однако все они являются степными или луговыми травами, имеющими промышленное значение в качестве корма скоту.
  8. Просо. Включает множество видов. Из всего многообразия в России всего 6 видов, часть из которых находит применение в декоративных целях. Вторая часть используется для получения питательного зерна на корм животным.

Многолетние растения

Большинство растений семейства являются многолетними. То есть их складывается из нескольких сезонов (вегетационных периодов). Они способны переживать неблагоприятные условия зимних периодов без потери жизнеспособности. Многие из них образуют семейство Злаковые. Характеристика таких растений очень обширна. Рассмотрим некоторых, самых важных в хозяйственном плане представителей.

  1. Пшеница. Самая распространенная по занимаемой мировой площади сельскохозяйственная культура, которая ценится питательными веществами своего зерна.
  2. Пырей. Многие знают его как злостный сорняк. Однако это не единственное его значение. Данное растение является ценной кормовой базой для питания животных.
  3. Рис. Очень важная сельскохозяйственная культура, не уступающая пшенице по ценности и питательности зерна. Возделывается в Восточных районах мира.
  4. Рожь. Один из самых востребованных злаков после пшеницы и риса. Большое количество данных растений выращивается у нас в России. Питательная ценность зерна на высоком уровне.
  5. Сахарный тростник. Родина его - Индия, Бразилия и Куба. Основная пищевая ценность этой культуры - это добыча сахара.

Сельскохозяйственные культуры Злаковых

К сельскохозяйственным культурным растениям данного семейства можно отнести, помимо выше перечисленных, еще сорго. Данное растение имеет все признаки семейства Злаковые, а также обладает ценным зерном. В нашей стране сорго не выращивается, так как является очень теплолюбивым растением. Однако в странах Африки, Австралии, Южной Америки это очень ценная промысловая культура.

Зерна сорго перемалываются в муку, а части стебля и листьев уходят на корм скоту. Кроме того, из листьев и стеблей изготовляют мебель, плетут красивые предметы интерьера.

Ячмень также можно отнести к важным с/х культурам. Данное растение не требует особенных условий для произрастания, поэтому легко возделывается на территориях многих стран. Основная ценность зерна уходит на пивоварение, получение перловой крупы и ячневой крупы, а также идет на корм животным.

Также настои ячменя имеют большое значение в народной и традиционной медицине (средства от заболеваний печени и ЖКТ).

Питательная ценность зерна Злаковых

Почему же так важны и широко применимы зерна представителей, образующих семейство Злаковые? Характеристика состава зерна поможет это понять.

Во-первых, все зерна Злаковых содержат белок, просто количество его у разных представителей варьируется. Самыми высокими по содержанию белка глютена считаются сорта пшеницы.

Во-вторых, зерна Злаковых содержат крахмал, а значит обладают достаточной питательной ценностью и способны образовывать муку.

В-третьих, такая культура, как рис, содержит массу витаминов разных групп, что делает его еще более полезным.

Очевидно, что полноценное употребление злаков снабжает организм набором всех ежедневно необходимых веществ. Поэтому они и пользуются такой популярностью во всех странах мира.