Кто создал классификацию растений. Систематика как раздел ботаники

Отделка и интерьер

Все растения, существующие на планете, настолько многочисленны и многообразны, что учёные не один раз пытались их систематизировать. С этой целью они делили представителей флоры на различные виды и группы. В основу этой своеобразной сортировки положены их основные характеристики. В нашей статье будет приведена систематическая классификация растений. Кроме того, будут указаны их основные признаки и особенности строения.

примеры и признаки

Прежде всего, стоит сказать, что растениями являются организмы, способные к автотрофному питанию. Они самостоятельно производят органическое вещество - углевод глюкозу в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды. Этот процесс происходит в хлоропластах - зелёных пластидах. Но при одном условии: если имеется солнечный свет. Биологическое название этого действия - фотосинтез. Это основной признак, характеризующий царство растений, классификация которого основана на особенностях их строения в рамках процесса эволюции. Её основоположником является Жан Батист Ламарк, который ввёл двойные (бинарные) названия видов. Классификация растений (таблица с примерами) приведена в конце нашей статьи.

Низшие растения

Первыми и самыми примитивными растениями, которые возникли в процессе эволюции, являются водоросли. Их ещё называют низшими. Это также систематическая классификация растений. Примеры этой группы: хламидомонада, хлорелла, спирогира, ламинария, саргассум и др. Низшие растения объединяет то, что их тело образовано отдельными клетками, которые не создают тканей. Оно называется таллом или слоевищем. Корни у водорослей также отсутствуют. Функцию прикрепления к субстрату выполняют нитевидные образования ризоиды. Визуально они напоминают корни, но отличаются от них отсутствием тканей.

Высшие растения

Теперь рассмотрим виды растений, классификация которых основана на усложнении строения. Это так называемые первые выходцы на сушу. Для жизни в этой среде необходимы развитые механические и проводящие ткани. Первые наземные растения - риниофиты - представляли собой небольшие организмы. Они были лишены листьев и корней, но имели некоторые ткани: прежде всего механические и проводящие, без которых невозможна жизнь растений на суше. Их тело состояло из надземной и подземной частей, однако, вместо корней были ризоиды. Размножение риниофитов происходило при помощи клеток бесполого размножения - спор. Палеонтологи утверждают, что первые высшие наземные растения возникли ещё 400 млн лет назад.

Высшие споровые растения

Современная классификация растений, примеры которых приведены в статье, предполагает усложнение их строения в связи с адаптацией к изменяющимся условиям окружающей среды. Мхи, плауны, хвощи и папоротники относятся к первым наземным организмам. Они размножаются при помощи спор. В жизненном цикле этих растений наблюдается чередование поколений: полового и бесполого, с преобладанием одного из них.

Высшие семенные растения

Эта обширная группа растений объединяет организмы, которые размножаются генеративно при помощи семени. Оно более сложно устроено по сравнению со спорами. Семя состоит из зародыша, окружённого запасным питательным веществом, и кожуры. Она защищает будущий организм от неблагоприятных условий во время развития. Благодаря такому строению у семени больше шансов развиться и прорасти, хотя для этого и нужны определённые условия: наличие тепла, достаточного количества солнечной энергии и влаги. Эта группа объединяет два отдела: голо - и покрытосеменные виды.

Голосеменные

Характерными чертами этого подразделения является отсутствие цветков и плодов. Семена развиваются на чешуйках шишек открыто, т. е. голо. Поэтому растения этой группы и получили такое название. Большинство голосеменных представлено хвойными растениями. Для них характерен верхушечный рост побега, наличие особых ходов, заполненных смолой и эфирными маслами. Игольчатые листья этих растений называются хвоинками. Их устьица также заполнены смолой, что предотвращает процесс чрезмерного испарения и нежелательной потери влаги. Поэтому большинство хвойных является вечнозелёными. Они не сбрасывают листву с наступлением холодного времени года. Шишки всех голосеменных не являются плодами, поскольку не формируют цветков. Это особое видоизменение побега, которое выполняет функцию генеративного размножения.

Покрытосеменные

Это самая многочисленная группа растений, которые наиболее сложно устроены. В настоящее время они занимают господствующее положение на планете. Их характерными чертами является наличие цветков и плодов. в свою очередь, делится на два класса: одно- и двудольные. Их главная систематическая особенность - соответствующее количество семядолей в зародыше семени. Краткая классификация растений, примеры и главные черты строения основных систематических единиц приведены в таблице. Она иллюстрирует усложнение в строении организмов в процессе эволюции.

Классификация растений: таблица с примерами

Всех представителей флоры можно систематизировать. Давайте подведён итог всего вышесказанного с помощью таблицы, представленной ниже:

Название

систематической

единицы

Характерные

особенности

Примеры
Низшие растения Отсутствие тканей и органов, водная среда обитания. Тело представлено слоевищем и ризоидами Ульва, улотрикс, фукус
Высшие голосеменные

Отсутствие цветков и плодов, наличие смоляных ходов в древесине, листья - хвоинки

Ель, сосна, лиственница
Высшие покрытосеменные Наличие цветка и плода Яблоня, баклажан, роза
Однодольные Одна семядоля в зародыше семени, мочковатая корневая система, простые листья, отсутствие камбия Лилия, чеснок, рожь
Двудольные Две семядоли в зародыше семени, стержневая корневая система, наличие камбия Ясень, виноград, облепиха

Существующая классификация растительных организмов значительно облегчает процесс их изучения, позволяет установить характерные черты и взаимосвязи между различными группами.

Система́тика расте́ний - раздел ботаники , занимающийся естественной классификацией растений.

Растения, имеющие сходные признаки, объединяют в группы, называемые видами . Если у вида нет близких сородичей, он образует самостоятельный, так называемый монотипный род .

Систематика растений представляет собой иерархическую систему из групп различного ранга, то есть из семейств составляются порядки, а из порядков - классы . Независимо от ранга каждая такая группа называется таксоном . Принципами выделения и классификацией таксонов занимается особая научная дисциплина - таксономия .

Систематика - необходимая основа любой отрасли ботаники, так как она характеризует взаимосвязи между разнообразными растениями и даёт растениям официальные названия, позволяющие специалистам различных стран обмениваться научной информацией.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Основы систематики растений

    ✪ 10 класс Систематика и морфология растений

    ✪ Биология 6 Систематика Цветковых растений

    ✪ Классы цветковых растений

    ✪ Урок 4. Классификация растений. Высшие растения. Отдел Цветковые

    Субтитры

Исторические сведения

Возникновение и развитие классификации растений

Естественные системы

Во второй половине и особенно к концу XVIII века в биологии получило широкое распространение представление о существовании «сродства» - естественной связи между живыми существами, некоей цепочки, ведущей от простого к сложному. Это ещё не было эволюционной теорией , но готовило почву для восприятия идеи об эволюции органического мира. «Сродство» это было, в сущности, логическим понятием и объяснялось по-разному, но как бы то ни было, перед систематикой встала задача отражения его в классификации. На этой почве возникли естественные системы, исторически сменяющие искусственные. Их появление было подготовлено всей предшествующей историей ботаники; сами по себе идеи естественной группировки зародились много раньше; естественные системы впитали и использовали всё то рациональное, что содержалось в лучших из искусственных систем, а некоторые группы растений прямо «перекочевали» из искусственных систем в естественные, поскольку их объём был к тому времени уже правильно определён.

Система Адансона

Первая попытка создания естественной системы растений принадлежит французскому ботанику М. Адансону (1726-1806). Ещё при жизни Линнея, в 1763 году, он опубликовал свой труд «Семейства растений», в котором реализована важнейшая идея естественной систематики: учёт максимально возможного числа признаков. Однако метод, которым воспользовался Адансон, оказался механистическим и неудачным. Он считал, что все признаки имеют одинаковый «вес», одинаковое систематическое значение. Прослеживая выраженность каждого признака, Адансон построил 65 серий, или систем, а затем сравнил их, суммировал и получил интегрированную систему, основанную на том, что чем больше совпадений, тем теснее «сродство». Всего им описано 1700 родов и 58 семейств. В своё время идеи Адансона существенного влияния на развитие науки не оказали, но в середине XX столетия были возрождены сторонниками так называемой «числовой» таксономии, стремящейся учесть с помощью компьютеров и использовать в классификации как можно больше признаков.

Система Жюссьё

Меньше, чем в других странах, влияние системы Линнея сказалось во Франции, и не случайно именно здесь вслед за Адансоном появилась система А. Л. Жюссьё (1748-1836), с которой, по существу, и начинается эпоха естественных систем.

Принципы таксономии

Систематические границы принято называть таксонами (англ. taxon , во множественном числе taxa). Каждое растение принадлежит к серии таксонов последовательно соподчинённых рангов.

Основы систематики растений

На Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик, чертополох, хмель, купальница, медуница . Но такие названия часто непонятны людям других стран. Так, подснежником в разных местностях называются различные растения: медуница , ветреница , сцилла, крокус . Одно и то же растение нередко именуют по-разному: украинцы василек называют волошкой , лютик - жовтецом , картофель поляки называют земняками , а белорусы - бульбой .

Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмов). Они понятны биологам всего мира.

Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии - систематика . Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е. классифицируют (систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании их объединяют в разные группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.

Систематика растений

Основной единицей системы растений является вид .

К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.

Любой вид произрастает в определенных условиях и занимает свою территорию на Земле - ареал (от лат. ареа - "площадь", "пространство").

Сходные между собой виды объединяются в роды , роды - в семейства , семейства - в порядки , а затем следуют классы и отделы .

Название вида состоит из двух слов: смородина черная, смородина красная, клен остролистный, клен татарский, клен приречный и т. д. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (смородина, клен), а второе слово, обозначаемое прилагательным, - собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, смородина черная (Ribes nigrum) и смородина красная (Ribes rubrum) - два разных вида одного рода - смородина (Ribes). Слово видового названия отдельно от родового не употребляется, как не употребляется прилагательное отдельно от существительного. В роде смородина есть еще виды: смородина золотистая, смородина светлая, смородина альпийская, смородина пушистая и др. Они различаются между собой в роде смородина, и видовое слово (прилагательное) подчеркивает их неодинаковость.

Двойные, или бинарные (от лат. бинариус - "двойной"), названия видов в XVIII в. ввел шведский ученый-натуралист Карл Линней . В 1753 г. он опубликовал большой труд. "Виды растений", где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

В распоряжении Линнея была только тридцатая часть известных ныне растений. Поэтому его система была искусственной - это понимал и сам её автор. Весь растительный мир Линней разделил на 24 класса, в зависимости от количества и расположения тычинок. Классы он делил на порядки по числу пестиков. Порядки делились на роды, а роды на виды.

В настоящее время при классификации обращают внимание на вегетативные и на генеративные органы растения, причём строение органов размножения играет ведущую роль. Учёные систематики описывают ныне существующие и вымершие растения, дают им названия, определяют их сходство и происхождение.

Вид - основная структурная единица в системе растений, так же как и в системе всех организмов.

Родственные виды объединяются в род. Родовое название, обозначаемое существительным, может употребляться самостоятельно - смородина, клен, береза, тополь. В этом случае речь идет о целой группе видов и сортов, составляющих род, об их общих родовых свойствах. Но видовое название всегда употребляют вместе с родовым.

Близкие роды объединяются в семейства. Так, роды кукуруза, пшеница, рожь, пырей и многие другие входят в одно семейство - Злаки, или Мятликовые. Роды смородина, крыжовник относятся к семейству Крыжовниковые.

Семейства объединяются в порядки, а порядки - в классы. Среди цветковых растений выделяют два класса - Двудольные и Однодольные. К классу Двудольные относятся семейства Крыжовниковые, Ивовые, Крестоцветные, Маковые и др. Класс Однодольные представлен семействами Злаки, Лилейные, Орхидные и др.

Классы Двудольные и Однодольные образуют отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения.

Моховидные, Папоротниковидные, Цветковые (Покрытосеменные) - разные отделы (типы) царства растений.

Отдел - самая крупная единица в царстве растений.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Понятие о систематике растений

Цели: продолжить формирование знаний о разнообразии ра-стительного мира на Земле; дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить с ос-новными таксономическими группами растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) и степенями родства между различными таксономическими группами; сформировать пер-воначальные знания о виде, о правилах образования бинарных названий видов.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии ра-стений разных систематических групп; таблицы основных отделов растений; школьный атлас-определитель растений (по одному на парту).

Ключевые слова и понятия: систематика растений, класси-фикация, царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, сорт; бинарная номенклатура, таксон, промежуточный таксон, латинские названия; основные отделы царства растений: отдел покрытосеменные (цветковые) растения, отдел голосеменные, отдел мохообразные, отдел папоротникообразные, водоросли.

Ход урока

Актуализация знаний

Рассказ с ошибками

(Текст с ошибками раздается в печатном виде каждому уче-нику или по одному экземпляру на парту.) Ученикам дается око-ло 5 мин, чтобы прочитать его и исправить все ошибки. Затем учащиеся по порядку читают по одному предложению, называют и исправляют ошибки. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возраст-ных периодов. Обычно выделяют четыре возрастных периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.

Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образо-вания семени растения.

Вначале образуется зигота - оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота имеет гаплоидный набор хромосом, а боль-шинство клеток организма имеет диплоидный набор хромосом. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения - семязачаток.

В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспо-собными и погибают. Науке неизвестны случаи сохранения семян жиз-неспособными в течение более длительного времени.

Период молодости - промежуток времени от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время про-росток молодого растения питается за счет корневой системы мате-ринского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у мно-голетних.

Стадия зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий.

Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На Земле существует огромное количество различных расте-ний. (Учитель демонстрирует комнатные растения, гербарии, изображения различных растений на таблицах.)

Вспомните, какова примерная численность растений на Земле. (Ответы учащихся.)

Сейчас известно около 500 000 видов растений. Растения сильно различаются между собой по размерам, срокам жизни, местообитанию, внешнему строению и т. д. Для того чтобы ра-зобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле, необходимо разбить их на определенные группы, т. е. классифицировать .

Вспомните, как называется наука о классификации расте-ний. (Систематика растений.)

Итак, систематика — это наука о классификации.

А что же такое классификация? (Ответы учащихся.)

Классификация — это разделение всей общности на отдельные

группы по какому-либо признаку.

Вспомните, что является самой крупной единицей систе-матики. (Царство.)

Какие царства вы можете назвать? (Царстворастений, цар-ство животных, царство грибов и царство бактерий дро-бянок .)

Основоположником систематики по праву считается швед-ский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778). Он написал книгу «Система природы», где дал классификацию ра-стений, животных и даже минералов. Кроме того, ученый опи-сал большое количество растений и животных, которые были ему известны, т. е. он описал их внешний вид, особенности, отличия этих растений и животных от других. Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря нему каждое растение полу-чило не только имя, но и «фамилию».

Если мы заглянем в любой биологический справочник, то уви-дим, что названия всех растений состоят из двух слов. Напри-мер, радиола розовая, фиалка собачья, лапчатка прямостоячая, герань лесная и т. д. Это так называемая бинарная номенклатура (т. е. двойное название), которая была введена Карлом Линнеем в 1753 г. в книге «Виды растений».

Все двойные названия являются наименованиями различных видов растений. Вид — основная (минимальная) единица систе-матики. Вид — совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать плодовитое жизне-способное потомство.

(Учитель демонстрирует несколько комнатных растений од-ного вида.)

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объ-единяют в роды.

Если мы более подробно разберем двойные названия расте-ний, сможем обнаружить очень много интересного. Например, названия видов: лютик едкий, лютик ядовитый, лютик золоти-стый, лютик ползучий — имеют общее слово лютик.

Как вы считаете, о чем это говорит? (Ответы учащихся.)

Это говорит о родстве этих растений между собой, т. е. эти

растения объединяются в общую группу — род лютик. Таким об-разом, первое слово двойного названия растения (это чаще все-го существительное) является названием рода, а оба слова вме-сте — названием вида этого растения. Видовое название никогда не употребляется отдельно от родового. Оно бессмысленно, если написано отдельно. Видовому названию всегда предшествует на-звание рода.

Самостоятельная работа учащихся с атласом-определителем

Найдите в атласах-определителях, лежащих на ваших сто-лах, названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь.

Но во всей биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском язы-ке (также двойные). Введение латинских названий является заслу-гой Карла Линнея. Какой бы определитель мы ни взяли, в какой бы стране он ни был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.

Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря наличию латинских названий ученые всех стран могут беспрепят-ственно понимать друг друга.)

Найдите в атласах-определителях латинские наименования растений. Запишите в тетрадь латинское и русское названия одного-двух растений.

(Учащиеся работают с атласами-определителями.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Близкие виды растений объединяют в семейства, близкие семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царство растений.

Например, род лютик вместе с родами василек, живокость и др. составляют семейство лютиковых. Семейства лютиковые, магнолиевые, барбарисовые и некоторые другие образуют поря-док магнолиевидных. Порядок магнолиевидных относится к клас-су двудольных растений, который, в свою очередь, принадлежит отделу покрытосеменных растений.

А к какому царству относятся покрытосеменные? (К цар-ству растений.)

Вне традиционного систематического дробления находится деление растений на высшие и низшие.

Кроме основных единиц систематики (таксонов), существуют и промежуточные, например, подотряд, подсемейство, подвид и т. д.

Некоторые виды включают две или более расы, называемых подвидами, или разновидностями, которые в целом похожи, но имеют некоторые принципиальные отличия. Тогда название вида состоит из трех или более частей. Но основой все-таки яв-ляется бинарная классификация.

У культурных растений, выведенных человеком, принято выделять не подвид, или разновидность, а сорт растения. Сорта растений появляются в результате селекционной деятельности человека, т. е. человек в течение длительного времени отбирал растения с теми признаками, которые его привлекали (крупные плоды, яркие цветки и т. д.), скрещивал между собой, в резуль-тате чего образовались растения с определенными признаками, передающимися по наследству.

Те же процессы (но не направленные на определенный ре-зультат), правда гораздо медленнее, происходят и в природе, в ре-зультате чего образуются новые виды растений. На образование одного вида растений в природе может уйти от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

Отдел — самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важ-нейшие общие признаки в строении. Все многообразие растений принято делить на 15—18 отделов. Выделяют следующие отделы: покрытосеменные (цветковые) растения, голосеменные , мохообраз-ные, папоротникообразные, водоросли — сборная группа растений, в которую входит несколько отделов.

Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 37; учебник В.В. Пасечника § 45) и материалом, изучен-ным на уроке, составьте схему соподчинения системати-ческих групп растений. Пользуясь школьным атласом- определителем, дополните схему примерами.

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Что такое систематика?

Какая самая крупная единица систематики?

Какая самая мелкая единица систематики?

Что такое бинарная номенклатура?

Для чего растениям нужны латинские названия?

Что такое таксон?

Что такое сорт?

Назовите основные отделы царства растений.

Подведение итогов урока

Творческое задание. В биологической литературе найти на-звания растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуги этих людей?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Составить таксономическое описание любого вида растения (т. е. определить его вид, род, семейство, порядок и т. д.), указать близкородственные виды, сделать рисунок этого растения и обо-значить ареал его обитания. Работу оформить на отдельном листе и сдать учителю.

Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы«Учебный фильм - окружающий мир, биология, экология, природоведение»

Прочитаем информацию .
Систематика в биологии - наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) – популяциями, видами, родами, семействами и т.д.
Систематика как раздел ботаники – научная дисциплина, занимающаяся естественной классификацией растений.
Объект изучения – группы (таксоны) растений.
Предмет изучения – описание, наименование, классификация и построение системы растительного мира Земли.
Методы :

  • сравнительно-морфологический – изучение внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов (в т.ч. палинологический – изучение строения пыльцы).
  • физиолого-биохимический – изучение физиологии и биохимического состава растений.
  • генетический – изучение хромосомного аппарата растений.
Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира выделяют три надцарства (домена): археи, бактерии и эукариоты (входят все царства, кроме архей и бактерий) и пять основных царств живых организмов: бактерии (в т.ч. цианобактерии или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные, вирусы. С 1977 г. присоединяют еще два: протисты и археи. С 1998 выделяют еще одно – хромисты.
Современная классификация растений построена по иерархическому принципу, т.е. от высших организмов к низшим: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, отдельная особь.
1. Царство – высшая таксономическая категория (ранг) – Растения:
  • подцарство – высшие растения
2. Отдел – таксономическая категория (ранг) в систематике растений. Объединяет близкие по происхождению классы.
3. Класс – таксономическая категория (ранг) в систематике растений. Объединяет родственные порядки растений.
4. Порядок – таксономическая категория (ранг) в систематике растений. Объединяет родственные семейства.
5. Семейство – таксономическая категория (ранг) в систематике растений. Объединяет близкие роды.
6. Род – таксономическая категория (ранг) в систематике растений. Объединяет близкие по происхождению виды.
7. Вид – группа особей сходных по внешнему и внутреннему строению, занимающая определенный ареал и дающих плодовитое потомство при скрещивании. Вид является основной единицей систематики, т.е. таксономической категорией (рангом).
8. Особь (индивидуум) – наименее неделимая единица биологического вида, т.е. отдельных особей объединяют в виды.
Что такое вид?
Вид – группа особей сходных по внешнему и внутреннему строению, занимающая определенный ареал и дающих плодовитое потомство при скрещивании. Вид является основной единицей систематики.
Признаки (принципы) , по которым отдельных особей объединяют в один вид:
1.Морфологические, т.е. сходство внешнего и внутреннего строения. 2.Физиолого-биохимические, т.е. сходство химических свойств и физиологических процессов. 3.Географические, т.е. растения каждого вида всегда имеют свою область распространения (некоторые распространены очень широко, некоторые имеют ограниченные области обитания). 4.Экологический, т.е. сходство абиотических и биологических условий, в которых они сформировались, приспособились к жизни. 5.Репродуктивный, т.е. растения одного вида могут скрещиваться друг друга и давать потомство. Особенность вида – разные виды не могут скрещиваться друг друга и давать потомство, это дает благоприятное сосуществование разных видов на одной территории.
Название вида состоит из двух слов (биномиально).
Первое слово – название рода, к которому принадлежит вид (существительное в единственном числе) – пишется с заглавной буквы. Второе слово – видовой эпитет – в ботанике, видовое название – в зоологии (прилагательное в именительном падеже, согласованное в роде (мужском, женском, среднем) с родовым названием или существительное в родительном падеже – пишется со строчной буквы. В научной литературе название вида пишется на двух языках: русском и латинском.
Рассмотрим примеры .

Надцарство (домен)

Эукариоты

Эукариоты

Растения

Растения

Отдел/тип

Папоротниковидные

Папоротниковые

Хвойные (Pinopsida)

Порядок/отряд

Многоножковые

Сосновые

Семейство

Многоножковые

Сосновые

Многоножка

Лиственница

Многоножка обыкновенная (лат. Polypodium vulgare)

Лиственница европейская (лат. Lаrix decidua)

Используемая литература:
1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009 2.Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – М.: Мнемозина, 2008. 3.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999. 4.Биология: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. Учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. 5.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006. 6.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2009. Электронное пособие.
Используемые Интернет-ресурсы.