Что называется колонной. Что такое колонна: определение, виды, история и интересные факты

Советы банщикам

Вот и началась предновогодняя суматоха, успеть нужно все – найти, купить, упаковать и спрятать подарки; установить елку, обдумать праздничное меню и т.д. Правда, заботы взрослых и детей в этом плане существенно отличаются. И если я думаю в основном о столе и программе вечера, то дочь переживает, получил ли Дед Мороз ее письма, достаточно ли хорошо ведет она себя, чтобы получить желаемые подарки…

Хотя недавно визит Деда Мороза едва не сорвался – взрослые подружки рассказали дочери, что его не существует. Было видно, что ребенок не на шутку расстроен и разочарован. С одной стороны подружки жизнь знают больше и вряд ли обманывают, а с другой – кому она писала письма, кто приносил подарки и даже забывал закрыть за собой окно иногда?

Дошкольники

В 3-4 года роль Деда Мороза выполнял у нас дедушка. Для надежности он даже надевал помимо костюма и бороды очки в толстой оправе и старые сапоги, чтоб уж наверняка не узнали. Тогда этот фокус проходил – обе внучки подвоха не заметили, а вот в прошлом году (дочке было пять с половиной) дедушке пришлось признаться, что он просто надел чужой костюм. Да и как тут скроешь, ведь костюмы эти продаются сейчас на каждом углу!

Поэтому, если хотите как можно дольше держать детей в неведении, просите переодеться тех, с кем дети не так близко знакомы, или вызывайте Деда Мороза из специальных агентств.

В отличие от домашних праздников, дочь безоговорочно верила во всех Дедов Морозов на детсадовских утренниках и новогодних представлениях. Может, это эффект толпы или обилие новогодней атрибутики вокруг - «Ну не может все это быть обманом», - думает ребенок…

Школьники

Здесь сложнее, и переодетый сосед будет разоблачен. Да и вряд ли поверит уже ребенок в то, что папа лично перешлет Деду Морозу письмо специальной «новогодней почтой».

Но детей 7-8 лет еще можно убедить поверить. Главное, тщательно спрятать заранее купленные подарки. Например, мы в прошлом году оставляли под елкой письмо, в котором Дед Мороз хвалил дочку за хорошее поведение. Плюс на Новый год мы дарим маленькие подарки лично друг другу (а не под елку), что тоже успокаивает ребенка (родители как бы отдельно, а Дед Мороз отдельно).

А существует ли он?

А вы никогда не задумывались о том, что Дед Мороз действительно существует? Ведь не зря сказки о нем рассказывают не один десяток лет, да и касается это не только стран бывшего СССР, но и Европы, Америки.

Неужели это яркий пример всемирного заговора против доверчивых детей? Перефразируя цитату Вальтера, можно утверждать «Если бы Деда Мороза не существовало, его следовало бы выдумать».

Потому что всем нам так не хватает сказки в нашей жизни, надежды на то, что волшебство все-таки существует, хоть мы, взрослые, ни разу в этом не убеждались. Так пусть убедятся дети! Пусть верят, что это именно Дед Мороз рисует на окнах узоры (и они не являются результатом скучных физических явлений), что именно он читает детские письма, выбирает подарки и чудом успевает за ночь посетить все елки в мире.

Недавно дочка принимала участие в новогодней ярмарке – продавала свои поделки. В итоге заработала денег больше всех, правда, в беготне деньги она потеряла. Сами понимаете, сколько было слез, а на мои попытки дать ей такую же сумму я получала отказ. Что ж, пришлось мне эти деньги «найти», только пришлось побегать, чтобы найти такие же купюры. Потом я сказала, что нашла деньги в углу на лестнице – и сразу же улыбка, смех и веселье.

Так и с Дедом Морозом: согласитесь, будет совсем неинтересно, если Новый год будет тем же днем рождения, с той лишь разницей, что подарки вручаются не имениннику, а кладутся под елку.

Так пусть же Дед Мороз существует, как бы ни было сложно поверить в это! Найдите в жизни место для сказки, и не только в детской!

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Вот и началась предновогодняя суматоха, успеть нужно все – найти, купить, упаковать и спрятать подарки; установить елку, обдумать праздничное меню и т.д. Правда, заботы взрослых и детей в этом плане существенно отличаются. И если я думаю в основном о столе и программе вечера, то дочь переживает, получил ли Дед Мороз ее письма, достаточно ли хорошо ведет она себя, чтобы получить желаемые подарки…

Хотя недавно визит Деда Мороза едва не сорвался – взрослые подружки рассказали дочери, что его не существует. Было видно, что ребенок не на шутку расстроен и разочарован. С одной стороны подружки жизнь знают больше и вряд ли обманывают, а с другой – кому она писала письма, кто приносил подарки и даже забывал закрыть за собой окно иногда?

Дошкольники

В 3-4 года роль Деда Мороза выполнял у нас дедушка. Для надежности он даже надевал помимо костюма и бороды очки в толстой оправе и старые сапоги, чтоб уж наверняка не узнали. Тогда этот фокус проходил – обе внучки подвоха не заметили, а вот в прошлом году (дочке было пять с половиной) дедушке пришлось признаться, что он просто надел чужой костюм. Да и как тут скроешь, ведь костюмы эти продаются сейчас на каждом углу!

Поэтому, если хотите как можно дольше держать детей в неведении, просите переодеться тех, с кем дети не так близко знакомы, или вызывайте Деда Мороза из специальных агентств.

В отличие от домашних праздников, дочь безоговорочно верила во всех Дедов Морозов на детсадовских утренниках и новогодних представлениях. Может, это эффект толпы или обилие новогодней атрибутики вокруг - «Ну не может все это быть обманом», - думает ребенок…

Школьники

Здесь сложнее, и переодетый сосед будет разоблачен. Да и вряд ли поверит уже ребенок в то, что папа лично перешлет Деду Морозу письмо специальной «новогодней почтой».

Но детей 7-8 лет еще можно убедить поверить. Главное, тщательно спрятать заранее купленные подарки. Например, мы в прошлом году оставляли под елкой письмо, в котором Дед Мороз хвалил дочку за хорошее поведение. Плюс на Новый год мы дарим маленькие подарки лично друг другу (а не под елку), что тоже успокаивает ребенка (родители как бы отдельно, а Дед Мороз отдельно).

А существует ли он?

А вы никогда не задумывались о том, что Дед Мороз действительно существует? Ведь не зря сказки о нем рассказывают не один десяток лет, да и касается это не только стран бывшего СССР, но и Европы, Америки.

Неужели это яркий пример всемирного заговора против доверчивых детей? Перефразируя цитату Вальтера, можно утверждать «Если бы Деда Мороза не существовало, его следовало бы выдумать».

Потому что всем нам так не хватает сказки в нашей жизни, надежды на то, что волшебство все-таки существует, хоть мы, взрослые, ни разу в этом не убеждались. Так пусть убедятся дети! Пусть верят, что это именно Дед Мороз рисует на окнах узоры (и они не являются результатом скучных физических явлений), что именно он читает детские письма, выбирает подарки и чудом успевает за ночь посетить все елки в мире.

Недавно дочка принимала участие в новогодней ярмарке – продавала свои поделки. В итоге заработала денег больше всех, правда, в беготне деньги она потеряла. Сами понимаете, сколько было слез, а на мои попытки дать ей такую же сумму я получала отказ. Что ж, пришлось мне эти деньги «найти», только пришлось побегать, чтобы найти такие же купюры. Потом я сказала, что нашла деньги в углу на лестнице – и сразу же улыбка, смех и веселье.

Так и с Дедом Морозом: согласитесь, будет совсем неинтересно, если Новый год будет тем же днем рождения, с той лишь разницей, что подарки вручаются не имениннику, а кладутся под елку.

Так пусть же Дед Мороз существует, как бы ни было сложно поверить в это! Найдите в жизни место для сказки, и не только в детской!

Сколько раз в детстве вы спрашивали взрослых, существует ли Дед Мороз, или, может быть, вам уже дети задают такой вопрос? Как же на него ответить? Что на него ответить? Есть ли Дед Мороз? И если да, то кто он такой? Не так давно в Интернете появилась шокирующая информация об исследованиях двух американских ученых, которые, рассчитав все данные по количеству посещений, весу упряжки и многому другому пришли к выводу, что если бы Санта Клаус и существовал бы, то он давно умер. А умер бы он от веса собственной упряжки и скорости, с которой она должна двигаться, чтобы за одну ночь облететь всех детей на планете. Но я готова с ними поспорить. Во-первых – нам нужна вера в чудеса, а во-вторых – есть много, чего мы еще не понимаем и не знаем, почему же, не может быть Деда Мороза и Санты? Итак, я отвечу доводами на факты теории Потишмена и Хенди:

Факт 1:

Отсутствие в природе летающих оленей.

Довод: просто человеческий мозг настолько скуден в своем восприятии реальности, что мы иногда не верим даже в существование другого солнца, чего уж говорить об оленях. Или может, опять же из жалости к минимуму нашего восприятия Санта свою супер технологию сделал в виде оленей, а то увидит его кто и начнет к войне с инопланетянами готовиться, мы ведь, люди – такие!

Факт 2:

Слишком короткое время для выполнения праздничных обязанностей, невозможное для человека.

Довод: А Санта и не является человеком, он явно принадлежит к высшей расе. Где вы видели человека, который бы всем подарки дарил?

Факт 3:

Невероятность скорости, с которой должны передвигаться сани Санты, чтобы преодолеть все расстояние между домами детишек, кому надо занести подарки.

Довод: то, что человечество до сих пор не изобрело машину времени, не означает, что ее не существует. Мое личное мнение, что Санта, делает все в один миг в измерении нашем, человеческом, в силу того, что в его измерении это может быть целый год.

Факт 4:

Слишком большой вес подарков, который просто невозможно оторвать от земли, кроме как десятком супер-мощных ракетных двигателей.

Довод: как мы все знаем, вес чего-либо измерим только в условиях гравитации. А на каждый подарок Санты наклеивается антигравитант, который автоматически растворяется в воздухе после водружения подарка на его законное место.

Факт 5:

Наши прекрасные ученые назвали его – главным. А все потому, что, не учитывая всех вышеперечисленных технологических абгрейдов Санты, они посчитали по физическим законам земли, что Санта со своими санями, оленями и подарками сгорит в течении 4 долей секунд с момента выхода на скоростной режим.

Я думаю, что эта абсолютно теория уже давно всех убедила в своей бессмысленности и поэтому доводов от меня не будет.

С нетерпением ждем в гости!

В преддверии Нового года этот вопрос для родителей становится наиболее актуальным

Недавно издание The Lancet Psychiatry опубликовало Кристофера Бойла, психолога из Экстерского университета, и Кэти Маккей, исследователя психического здоровья из Австралийского университета Нью Ингленд, посвященную важнейшему вопросу современности: нужно ли врать детям о том, что Санта Клаус, Дед Мороз и прочие новогодние герои – реальны.

Эксперты говорят, что ложь – довольно неоднозначная штука. Лгать в корыстных целях не годится (ну это вам еще мама говорила), но есть определенные приемлемые варианты неправды – то, что мы называем “ложь во благо”, маленькое безобидное вранье. К нему вроде бы можно отнести истории про Деда Мороза.

Однако психологи в своем исследовании приходят к выводу, что безобидная на первый взгляд ложь о существовании Санты и прочих его вариаций может оказаться для ребенка настолько существенной, что в дальнейшем подорвет авторитет родителей - людей, которым он привык безоговорочно доверять.

Писатель-комик Бен Побджи рассказал ABC историю из своего детства, в которой поделился душераздирающим личным опытом в сфере крушения иллюзий. Он узнал о том, что Санты не существует, когда ему было уже 10. Причем он не просто верил в Санту, он все эти годы с пеной у рта доказывал ровесникам, что сказочный старик существует и магия реальна, потому что ему так сказали родители. А родители не могут обманывать. Естественно, в школе все его одноклассники к тому моменту перестали верить в Санту уже несколько лет как, поэтому говорили Бену, что это сказка для маленьких и он тот еще дурак, что в таком возрасте все еще верит в эту фигню. Более того, мальчик сочувствовал остальным, что их родители так жестоко их обманывают и подпитывают жизненный скептицизм.

Родители Бена тоже были удивлены тем, что мальчик все еще верит в зимнего волшебника: кто вообще в 10 лет на полном серьезе считает, что Санта существует?

Это был один из важнейших дней в жизни Бена: он узнал, что Санта – ненастоящий, а его родители, что их сын – дурак. Сразу столько неприятных открытий. Переломный момент в жизни юного романтика.

Многие родители считают ложь о Деде Морозе маленькой, ничего не значащей и безобидной. Но если посмотреть на ситуацию глазами ребенка?. Если родители могут лгать по поводу такого малозначимого явления, насчет чего еще они врут и обманывают? Аисты, капуста, мама и папа просто играли?

Психологи обращают внимание на то, что эта ложь – вовсе не незначительная, она одна из самых тиражируемых, масштабно подпитываемых различными корпорациями и простыми людьми. Мы встречаем новогодних героев в супермаркетах, в детских садах, школах – словом, повсюду. И так каждый год.

Для многих родителей Дед Мороз является важным элементом в воспитании детей. Будешь вести себя плохо – он не принесет подарков на Новый год. Ребенок знает, что родители никогда не обделят его, а вот старик с мешком – человек посторонний. Но Крис Бойл, один из авторов статьи, отзывается о такой тактике воспитания крайне негативно. Потому что доверять мифическому существу решение о выдаче ребенку подарка довольно нерационально.

Однако доктор Бойл поясняет, что необязательно жестко и безапелляционно заявлять маленькому ребенку, что никакого Деда Мороза нет. Можно объяснить, что никто достоверно не знает, существует ли этот самый дед на самом деле, но все эти люди, наряженные в костюмы, которых вы везде встречаете – аниматоры. И позволить таким образом ребенку самому решать, верить в сказочного старика или нет. Более того, Бойл говорит, что, сделав так, вы получите отличный шанс убедиться в том, что дети весьма умные существа и сами в состоянии анализировать подобного рода неоднозначную информацию.

Но существует и противоположное экспертное мнение. Доктор Бенджамин Сигел, профессор педиатрии и психиатрии из Школы медицины Бостонского университета, считает , что ничего ужасного в лжи о Деде Морозе вовсе нет, поскольку ребенок и так лет до семи живет в мире, полном фантазий и магии. Все волшебные персонажи, которым он симпатизирует, очень вдохновляют его, будь то супергерои, монстры, животные или сказочные существа. Сигел подчеркивает, что Санта – крайне положительный персонаж, который, к тому же, дарит детям подарки. Кроме того, в каждой религии и у каждой национальности есть свои мифы и легенды, которые определяют их историческую индивидуальность. Поэтому, заключает Сигел, если миф несет в себе добрые ценности, рассказывает о том, что нужно делиться с близкими и помогать окружающим, то почему бы в него и не верить?

Я - папа. Меня зовут Стас. И сегодня я хочу рассказать Вам о том, как доказать ребенку, что.

Седобородый старичок работает чисто: не оставляет отпечатков пальцев. Он оставляет только подарки! И, естественно, у ребенка возникает вопрос: а существует ли Дед Мороз или это все делают родители?

Предоставляю Вам несколько доказательств, что волшебник есть. Согласитесь, что вера в чудо украшает жизнь. Постарайтесь, чтобы кроха не усомнился: добрый дедушка был, есть и будет всегда!

Дед Мороз существует! Доказательства

1. У него есть адрес.

Вы же все прекрасно знаете, где живет Дедушка Мороз. Вы пишете письмо дедушке с пожеланиями к Новому году?

Но на всякий случай напишу адрес: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг , дом Деда Мороза.

Расскажите малышу, что у Дедушки Мороза в городе Великий Устюг есть своя вотчина. Оттуда он на лошадях в санях отправляется поздравлять детей в разные уголки нашей страны.

Распечатайте фотографии из интернета - дом, почта, где он читает наши письма с пожеланиями; фрагменты его путешествий. Покажите их малышу.

2. Вредины перевоспитываются без труда.

Оживить героя - значит наделить его конкретными чертами. Дедушка Мороз справедлив. Скажите обязательно это ребенку. Дедушка Мороз приходит только к тем, кто вел себя хорошо. И вы заметите, что малыш превратился в ангелочка. А значит он поверил папе. Вы на правильном пути! Главное - не перегибать палку и не шантажировать этим малыша, с целью повлиять на него. Иначе волшебная атмосфера быстро рассосется.

3. Ему посвящены стихи и песни.

Стихи и песни про Деда Мороза пестрят подробностями: красный нос, длинная белая борода... Такое описание можно делать только, если видел героя.

4. У него большой штат сотрудников.

Самая главная помощница Деда Мороза и его правая рука - это его внучка Снегурочка. А так же в штате у дедушки снеговики (они следят за порядком), гномы (забирают конверты с пожеланиями и упаковывают подарки) и многие другие (на ваше усмотрение). Есть у дедушки и личный транспорт: сани с лошадиной упряжкой. Вот сейчас, например, наша 3-х летняя дочка Дашенька очень ждет Дедушку Мороза каждый день. И единственная пока отговорка у нас о том, когда придет Дедушка Мороз - снега нет и дедушка не может пока приехать, потому что сани по асфальту не проедут.

И если на улице вы встретите сразу несколько Дедов Морозов, вы легко сможете объяснить ребенку-почемучке, что они просто помощники, выполняющие важные поручения.

Верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера - капитель, состоял из эхины - круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском - выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие - на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) - количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической - ствол - украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр - 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы - 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте - квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы - торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами - балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе - до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской - одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире

КОЛОННА (лат. Columna – круглый столб) – вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, несущий на себе тяжесть вышележащих частей, обычно круглая в поперечном сечении (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой.

Виды колонн. К вертикальным опорам можно отнести колонну, столб, пилястр, атланта, кариатиду, а также колонну вотивную, гаторическую, канделябровую, ростральную, триумфальную колонну, связанную, служебную, ордерный столб, трехчетвертную колонну.

Пилястр (фр. piastre, от лат. pila – столб) – плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах.

Атлант (греч. Atlas – мифологический герой-носитель небесного свода) – мужская фигура (полуфигура), держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере (портик атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1844–1849, скульптор А.И.Теребенёв) или как кронштейны, несущие балкон (ратуша в Тулоне, 1656–1657, скульптор Пьер Пюже).

Кариатида (греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр (портик кариатид храма Эрехтейона на Акрополе, ок. 421–406 до н.э.).

Вотивная колонна (лат. columna votivus – связанный с обетом, votum – обет) – отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, т.е. посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов.

Канделябровая колонна – имеет различное сечение: то увеличивается, то суживается. Появилась в эпоху Ренессанса.

Ростральная колонна (лат. columna rostrata – украшенная частями трофейных кораблей) – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались в честь морских побед или как символ могущества страны. Возникла в Древнем Риме в честь победы над Карфагеном и установлена на Римском форуме.

Триумфальная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой часто украшен рельефом и, которую обычно венчает статуя. Встречаются в искусстве Древнего Рима (колонна Траяна в Риме, 111–114). В средних веках на них устанавливали крест или скульптуру святого. Колонны в Венеции: на одной (1293) – фигура крылатого льва, символа св. Марка, на другой (1329) – скульптура св. Федора Стратилата, покровителя Венеции. На Вандомской площади Парижа установлена колонна в честь Наполеона (1806–1810) (архитекторы Ж.Гондуэн и Ж.-Б.Леперо), в Санкт-Петербурге – Александровская колонна (1830–1834), воздвигнутая в память победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Огюст Монферран, скульптор Б.И.Орловский).

Связанная колонна – выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра. Является несущей опорой или декоративным элементом. Связанная колонна, к которой относятся полуколонна и трехчетвертная колонна, известна уже в архитектуре классической Греции (храм Афины Алеи в Тегее, 350–340 до н.э., архитектор Скопас), но широкое распространение в архитектуре получает позже.

Служебная колонна (приставная, полуколонна), поддерживает пяту свода или нервюру и идет во всю высоту стены.

Ордерный столб – модификация ордерной колонны, имеющей в поперечном сечении форму многоугольника, чаще всего квадрата.

Трехчетвертная колонна – связанная колонна, выступающая из стены более чем наполовину своей предполагаемой толщины.

Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные и «изобразительные» колонны.

Геометрически правильные колонны, появившиеся в период Древнего царства, встречаются нескольких типов.

Протодорическая колонна, названная так по внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции, имеет невысокую, круглую базу, каннелированный ствол, без капители. Каннелюры (фр. cannelure – желобок, от гр. «прут, лоза») – вертикальные желобки на стволе колонны появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 – начало 2 тыс. до н.э.) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Протодорические колонны впервые встречаются в ансамбле Джосера, ок. 2800 до н.э.

Столб квадратного сечения, покрытый рельефами, часто не имевший капители.

Колонна в виде граненого цилиндра с 8 или 16 плоскостями и каннелюрами.

Колонна в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с канеллюрами.

«Изобразительные» колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные , пальмообразные , со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается).

В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н.э.) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н.э.) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332–330 до н.э.) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе). Наиболее распространенный в Позднем Египте тип колонн, называемый гаторический , напоминал стилизованный музыкальный инструмент – систр, употреблявшийся в культе богини Гатор. Колонна состоит из ствола, который соответствовал ручке этого инструмента, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы Гатор (богиня с лицом женщины и ушами коровы). Над изображением головы часто помещался куб.

В храме Луксора впервые в архитектуру вводится колоннада, получившая дальнейшее распространение во всей мировой архитектуре.

В архитектуре Эгейского мира колонны играли большую роль. Величественные деревянные колонны Кносского дворца (16 в. до н.э.), получившие название иррациональные, утолщаются кверху. Завершаются капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты.

В древней Греции в 8 в. до н.э. в храмах, которые строились из деревянных брусьев большого сечения и кирпича-сырца, складываются основные элементы будущей ордерной системы. В дальнейшем произошел перенос деревянного каркаса здания в другой строительный материал – камень, преимущественно мрамор. Отсюда происходят двухскатная крыша, балочные перекрытия храмов. В результате эволюции складывается архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера. Ордер (лат. оrdo – ряд, порядок) – вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают ордера : дорический , ионический, коринфский (греческие) и их модификации – тосканский , композитный (римские). Ордер мог быть полным, содержащим три основные части (антамблемент, колонну, пьедестал), или неполным, не имеющим пьедестала. Колонны состоят из трех частей: базы (опорной части), ствола (фуста), и капители, на которую опирается антаблемент, имеют энтазис (утолщение ствола колонны, расположенной на высоте 1/3 ее высоты для устранения оптической вогнутости ствола).

В архаическую эпоху складывается ордера двух вариантов – дорический , возникший на материковой Греции, и ионический , появившийся на островной и в малоазийской Греции. Важнейшей частью ордера была колонна, стволы которых суживаются кверху.

В дорическом ордере колонна не имеет базы, приземисты, мощны, имеют энтазис. Колонна состоит из ствола, прорезанного каннелюрами, чье число обычно состоит не более 20, и капители, состоящей из эхина – круглая каменная подушка и абаки – невысокая квадратная плита, принимающая давление антаблемента. Храм Геры в Пестуме (5 в. до н.э.), храм Зевса в Олимпии (460-е до н.э.), Парфенон (447–432 до н.э.).

Ионическая колонна выше и тоньше по пропорциям, чем дорическая. Она имеет профилированную базу, число каннелюр увеличено до 24, а сами желобки разделяются срезами, эхин ее капители имеет два завитка, которые называются волюты. Храм Артемиды в Эфесе, храм Эрехтейон (Афины, ок. 421–406 до н.э.).

Позднее, в эпоху классики, появляется третий ордер – коринфский , близкий к ионическому, но отличающийся от него большей стройностью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта. Храм Аполлона в Бассах (5 в. до н.э.), Башня ветров на Агоре Афин (сер. 1 в. до н.э.) ().

В древнегреческом искусстве 7–6 вв. до н.э., а также в искусстве эллинистического Востока встречается скульптурно оформленная капитель колонны, изображающая переднюю часть тела животного или мифологического существа, которая называется протома (греч. protome – передняя часть тела, морда, голова).

В зодчестве Древнего Рима, которое восприняло греческие архитектурные формы, присоединяется композитный ордер, капители которого сочетают черты ионической и коринфской капители, и тосканский , унаследованный римлянами от этрусков. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Композитный ордер по форме и пропорциям близок к коринфскому. Отличается лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены ионические эхин и подушка с волютами.

Тосканский ордер – самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Отличается от него большей толщиной колонны, наличием особой, предельно простой базы, гладким фустом. Символизировал физическую мощь и силу, а потому часто применялся в хозяйственных и военных постройках. Капитель колонны тосканского ордера близка по форме дорической капители, но не допускает орнамента.

Возникшая в архитектуре Древнего Египта колоннада получила развитие в античном искусстве. Колоннада (фр. colonnade) – ряд колонн без пьедесталов, объединенных горизонтальным перекрытием. Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость подножия, которое или расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней, или имеет вид общего пьедестала. В наружной композиции здания колоннады применялись в виде портиков, галерей, в оформлении интерьеров – для украшения парадных залов. Иногда колоннады являются самостоятельными сооружениями (стоя Аттала, Агора г. Афин, 159–138 до н.э.) (), могли быть двухъярусными.

В архитектуре Византии, воспринявшей многие образцы римской архитектуры, появляется новая система аркад на высоких колоннах, которая перейдет в более поздние стили. В базиликах арки перекрывают пролеты между колоннами, пяты арок опираются на промежуточные элементы (пульваны), расположенные на капителях колонн. Изменились формы капителей. Особенностью византийской архитектуры является наличие импоста (ит. imposta, фр. imposte) – квадратного в плане столбика, находящегося над капителью колонны. С четырех сторон он профилирован подобно антаблементу, который он заменяет. Служит опорой для пяты арки, также употребляется в тех случаях, когда надо увеличить высоту вертикальной опоры, не искажая пропорций колонны. В 5–6 вв. античные традиции постепенно утрачиваются: пропорции колонн нарушаются, ликвидируется энтазис.

В романской архитектуре колонна лишается своего назначения в качестве одного из главных конструктивных элементов, но применяется как декоративный элемент в аркадах, порталах, при членении оконных проемов. Романская колонна не имеет устойчивых типов ордеров, разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей, которые часто напоминали коринфскую или византийскую. В ранний период встречаются капители близкие по форме к усеченному шару или к усеченной пирамиде. Капители покрывались орнаментом со стилизованными мотивами, изображающими растения, фантастических животных. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители с изображением святых.

В готической архитектуре колонны или столбы, которые разделяли нефы в храмах, постепенно утончаются, превращаясь в пучки колонн. Они являются одним из основных элементов каркаса и воспринимают главную нагрузку. Пучок колонн возник как логическое развитие конструкции романского опорного столба. В соборах 12 в. стволы колонок, не доходя до пола, обрывались на абаке цилиндрического столба. В отдельных случаях четыре главные колонки, несущие подпружные арки центрального нефа, достигали пола и составляли единое целое с телом цилиндрического столба (собор Нотр-Дам в Париже, Реймский собор). Позже пучок колонн был продолжен до пола (Сен-Дени, ок. 1240). С 14 в. стали использовать для каждой нервюры три колонки, сгруппированные в виде трилистника (церковь Сен-Назер в Каркассоне). В 15–16 вв. происходит упразднение капители опорного столба.

В эпоху Ренессанса архитектура вновь обращается к традициям античной ордерной системы. Колонны становятся все более далекими от романской тяжеловесности и от готической устремленности вверх, приходят к классическим пропорциями в соответствии с античными образцами. Архитекторы используют колонны, пилястры всех ордеров, аркады на небольших колонках (пяты арок опираются на капители). Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (11–13 вв.) (), собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции ().

Стиль барокко, основным признаком которого была подчеркнутая монументальность, часто применяет грандиозные колоннады: колоннады тосканского ордера на площади перед собором св. Петра в Риме, архитектора Бернини; колоннада второго, парадного, этажа дворца Версаля, архитектора Лево (); колоннада восточного фасада Лувра архитектора Клода Перро, представляющая собой коринфский портик.

Классицизм вновь обращается к традициям древнегреческой архитектуры: церковь св. Женевьевы в Париже (1756, архитектор Жак Жермен Суффло), позже перестроенная в Пантеон, украшена коринфским портиком; южный фасад Британского музея в Лондоне (1823–1847, архитектор Роберт Смерк), оформлен ионической колоннадой.

В 19 в. в архитектуре стали широко применяться новые материалы (металлы, железобетон), которые существенно изменили вид колонн. Уменьшаются размеры их сечения, но зачастую сохраняются античные ордерные традиции. Новые материалы позволили строить здания с грандиозными внутренними пространствами без опорных колонн, увеличивали пролеты перекрытий. Впервые использование в архитектуре металлического каркаса здания было осуществлено в читальном зале библиотеки св. Женевьевы в Париже (1843–1850, архитектор Анри Лабруст), перекрытие которого образовано плоскими куполами, покоящимися на тонких чугунных колонках, сделанных в виде античных колонн с коринфскими капителями.