Питание водных растений. а) на лесных суглинистых почвах

Окна и двери

КОРНИ ВОЗДУШНЫЕ и ВОДНЫЕ

Подборка материалов:
(Алексей Власов, форум www.cactuslove.ru)

От редакции. Данная подборка является как бы введением в тему о функционировании корневой системы, образовавшейся в разных средах. Единого мнения в данном вопросе нет. Есть два мнения: ".. водные корни, выращенные до значительных размеров, в субстрате, из-за неспособности выполнять свои функции, отмирают " (Власов) "..на водные происходит "наращивание" корневой зоны, пригодной для почвенной среды: Это не означает, что пропадают старые, просто они нарастают на этот сантиметр (или несколько миллиметров - в зависимости от вида), образуя новую, специализированную под субстрат систему всасывания". (Кулаков).
Или, говоря проще, есть два мнения: 1. нет ничего страшного в выращивании в воде (Кулаков) 2. корни, попав в другую среду, отмирают (Власов).
И есть третье мнение - П. Лапшин, кандидат биологических наук: " Одно мнение другому не мешает. Также есть индивидуальная специфика: разница условий. Если у Власова эти корни погибают, то у Кулакова растут дальше. Вообще кактусы (с поправкой на ужасную медлительность) укореняются довольно легко, в отличие от многих других многолетних растений "

«О применении водной и минеральной культур в домашней коллекции кактусов»
Власов А.В., г. Москва

Термин гидропоника подразумевает, что корни растения погружены в воду постоянно, т.е. субстратом является вода, как у специфически водных растений. И не важно, имеется ли какой-то дополнительный заполнитель в воде: гравий, торф или что-то другое. В воде "наземное" растение может существовать, если оно образовало "водные корни" - специфические корни, способные существовать без непосредственного контакта с воздухом. Это определяющая особенность водной культуры.

Водная культура получила широкое распространение, когда было установлено, что практически все наземные растения (в том числе и кактусы) способны образовывать водные корни, видимо сохранив эту способность в генетической памяти с тех давних времён, когда растения вышли из воды на сушу.

Водные корни имеют две важные особенности:

  • ассимиляция растворенных в воде питательных веществ происходит значительно быстрее, чем у обычных корней,
  • водные корни образуются в воде, на воздухе они могут очень быстро пересохнуть и погибнуть.

В отличие от водных, земляные корни существуют в непосредственном контакте с почвой (наполнителем), и лишь на короткое время (полив, дождь) оказываются в воде или во влажной среде. Особенно это касается большинства кактусовых. Их корни носят отчетливо воздушный тип, располагаясь в природе в крупнозернистом, каменистом воздухопроницаемом грунте. Я привожу иллюстрации – фотографии различных видов кактусов в природе, взятых из книги Андерсена "Кактусы", чтобы читатели именно увидели, в какой земле растут кактусы (рис. 1-5).

Возможно, специалисты-ботаники могут ответить, на каком уровне, функциональном и/или морфологическом, выражены отличия между типами корневой системы. На практике важно, что земляные корни не могут нормально функционировать при погружении в питательный раствор, а водные корни сгниют, если их закопать в землю. Возможно, в природе, в районах, где растения существуют при постоянном изменении водно-воздушных условий, есть много различных переходных форм: и корни некоторых растений приспособлены одинаково хорошо функционировать как при редком увлажнении и высыхании, так и при погружении в воду.

Экспериментируя в условиях любительской коллекции кактусов, нельзя сделать категорических выводов по той недостаточно полной выборке, которая только и возможна в коллекции. Мой личный опыт показал, что при погружении в воду корней кактуса, образованных в землесмеси, они постепенно начинают отмирать, а от стебля начинают отрастать новые прямые белые быстрорастущие корни. Только после их появления кактус начинает вновь расти. И наоборот, если корни образовались в водной среде, то подсушивание их и быстрый перевод в земельную культуру почти никогда не даёт результата. В немногих удачных случаях положительный результат можно объяснить тем что, верхняя часть корней находилась над уровнем воды и поэтому, имея воздушный характер, успела быстро образовать земляную корневую систему. По моим наблюдениям, легче заново укоренить кактус (лишенный воздушных корней) над водой, лишенный водных корней на воздухопроницаемом субстрате, чем использовать "не по назначению" уже образованные у растения корни.

Хилоцереус из влажной тропической зоны (рис. 6), тем не менее, не спешит с образованием водных корней при наличии земляных. Но и расти не хочет.

После лишения корней (рис. 7) у черенка образовались над раствором адвентивные корни, которые, достигнув поверхности раствора, образовали новую водную корневую систему за 5 дней. Одновременно начался быстрый рост черенка.

Многие, я думаю, по весне выгоняли луковицы на окнах на зеленую стрелку, устанавливая их над водой. Образуется большая метёлка водных корней. Пробовал ли кто-нибудь укоренить потом луковицу в земле? В детстве мне жалко было видеть, как их собираются, срезав стрелку, выбросить. Но все попытки посадить луковицы в землю были неудачны: корни в земле сгнивали.

Похожее наблюдается в специализации дыхательных органов животных: жабр и легких, которые не способны длительно заменить друг друга, хотя и выполняют одинаковую функцию.

Вопрос о различии в природе водных и воздушных корней важен в обсуждении использования гидрокультуры при выращивании кактусов, поскольку проясняет, в чем главные отличия конкретных технологий.

ИНФОРМАЦИЯ С ФОРУМА сайта www.cactuslove.ru

Пользователь: Apolla Дата: 11.07.2005

Что такое "водные" и "земные" корни? Имеются сведения, что выращенные в воде - малопригоды для субстрата, также во многих книгах я находила рекомендации выращивания корней не в воде, а именно, хоть во влажном, но субстрате.
Есть несколько ссылок, которые подтверждают данный тезис:

  • "Можно попробовать укоренить черенок и просто в отстоянной воде, тогда срезы подсушивать не нужно. Но при этом необходимо учитывать, что появляющиеся в воде корни будут «водяными», то есть не приспособленными к всасыванию воды из почвы, и растение, высаженное в почву, будет "перебаливать", отращивая новые корневые волоски, Как только корни в воде достигнут 1,5-2 см длины, нужно не мешкая, пересадить черенок в подготовленную почву."
  • "У растений могут быть корни разного типа: почвенные корни и корни водяные. Если вы поставили черенок в воду, у него разовьются водяные корни, но как только вы пересадите его в почву, он уже должен будет начать формирование почвенных корней. Это затрудняет переход из водной среды в земную и наоборот."
  • встречала отзывы книги Германа де Граафа, где он пишет, что водяные корни в почве все равно погибают.

    Вопрос: "Что лучше: ждать появления корней в воде или укоренять черенок сразу в почве?

    Ответ: И тот и другой способы хороши! У каждого есть свои преимущества. Укореняя черенок непосредственно в почве, мы избавляем его от необходимости адаптировать свои "водные" корни в земле. Более того, этот способ исключает тот случай, когда результатом нашего недосмотра становится длинная борода корней, практически неспособная прижиться в почве, и лист вынужден образовывать новые корни.

    Черенок в пробирке и его состояние - всегда под нашим пристальным вниманием! Мы быстрее отреагируем на его случайное загнивание или другие проблемы.
    А время? Время для производства деток они потребуют практически одно, если в обоих случаях всё делать вовремя! Попробуйте оба способа и найдите свой!
    У меня одно правило: правильно делать так, как лучше получается!
    http://www.violetcity.ru/experience/questions_1.html

    Из курса физиологии растений - водяные корни практически не образуют всасывающих волосков, в отличие от субстратных. Но как мне кажется, развитие волосков всасывающей зоны корня - от силы неделя.

    Я имею большую коллекцию эпифитных кактусов и окореняю многие черенки как раз в воде. Торможение при посадке в землю не заметно. Так что, я думаю, эта неделя и есть переориентация, и не больше. Как известно, корень всасывает маленькой зоной, не более сантиметра вблизи кончика. Растению, конечно, следует развить новые корни, но это не означает, что пропадают старые, просто они нарастают на этот сантиметр (или несколько миллиметров - в зависимости от вида), образуя новую, специализированную под субстрат систему всасывания. Кстати, по моим наблюдениям, наибольшую скорость развития дают черенки окорененные не в субстрате и не в воде (как раз для сочных кактусов), а НАД водой. Хотя в воздухе волоски вовсе не развиваются...

    То есть утверждение, что субстратные и "водные" корни одинакового строения, неверно. Есть разница в развитии корневых волосков всасывающей зоны, в количестве ветвлений, в диаметре корней, в строении корневого чехлика и т.п. Все это вызвано совершенно разными условиями по плотности, насыщенности кислородом, "поддерживающей" функцией субстрата и многих других параметров.

    Функция одна - поглощение воды с растворенными в ней веществами, но так как это происходит в различных условиях, то и анатомия, морфология и физиология органа - корня меняются! Конечно только в неких рамках, обусловленной "нормой реакции" генотипа растения!

    Кстати о корнях - в разных типах почв корни также будут формироваться по-разному у одних и тех же видов. Попробуйте, ради интереса, посадить одинаковые сеянцы: одни в проницаемую песчаную почву, вторые - в тяжелую (но хорошо вентилируемую) суглинистую почву, третьи - в керамзитно минеральную смесь или кирпичную крошку – года через два сравните. Корни сформируются по-разному. Но в принципе значения это не имеет, в конце концов важно ведь здоровье растения, а не то, как именно сформировались корни.

  • 1. Какие виды корней вам известны?

    Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

    2. Какие функции выполняет корень?

    Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

    Вопросы

    1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

    Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых - всего 50 см, но там они гуще.

    Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.

    2. С чем связаны видоизменения корней?

    У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

    3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

    Корни моркови называют корнеплодами, георгины - корневыми клубнями, плюща - корнями-прицепками, орхидеи - воздушными корнями.

    4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

    Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

    5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

    Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.

    Подумайте

    1. С чем связано видоизменение корней у растений?

    Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

    2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

    Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).

    ПИТАНИЕ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ В АКВАРИУМАХ

    Дата: 2012-09-23

    Питание водных растений

    М.ЦИРЛИНГ
    г. Санкт-Петербург

    Окончание.
    Начало см. в №6/2003 г.
    и №1/2004 г.

    Каким бы сбалансированным ни было содержание питательных веществ в воде аквариума (вне зависимости от их концентрации), состояние грунта для 90% растений имеет первостепенное значение, так как подавляющее большинство представителей аквариумной флоры в действительности является амфибиями и, соответственно, именно корневое питание определяет их рост. Поэтому формирование грунта и контроль за его состоянием - ключевая задача для аквариумиста, содержащего декоративный комнатный водоем с растениями.

    Начну с того, что, занимаясь оформлением и запуском новых аквариумов в самых разных условиях, я всегда сталкивался с тем, что до формирования полноценного грунта биологическое равновесие в аквариуме или не наступало, или не было устойчивым.

    Фото аквариум с подкормленными растениями

    Параллельно с этим и развитие растений с преимущественным корневым питанием было неравномерным.
    Летом 2003 года я провел ряд опытов, которые подтвердили сделанные мною предварительные выводы. В качестве полигона для экспериментов использовал три свободные 200-литровые емкости. Две из них заполнил старой водой из функционирующего бассейна, плотно засаженного водными растениями и заселенного большим количеством рыб. В качестве грунта использовал чистый морской гравий с размером частиц 2-5 мм.

    Первый из этих аквариумов был задействован как изолированная система с собственным техническим оборудованием, а второй включен в цепь водоемов, соединенных с бассейном, со скоростью потока воды 250-300 литров в час. Подбор растений, состав и количество рыб, освещение, температура воды в обеих емкостях были одинаковыми. В изолированном аквариуме два раза в неделю подменивалась вода (примерно 10%). Второй аквариум и бассейн имели проточную систему с ежедневной заменой около 3% воды. Состояние гидрофитов во всех водоемах было практически одинаковым; полноценный рост эхинодорусов, апоногетонов, лимнофил,
    амманий начался только по прошествии 5-6 недель после высадки.

    Надо отметить, что в течение этого срока образовывавшийся ил располагался на поверхности субстрата и легко удалялся сифоном без его заглубления в грунт. За этот период удалять осадок пришлось 2 раза. И только в конце второго месяца в нижнем и среднем слоях грунтовой массы сформировалась питательная среда, произошла первичная минерализация ила, что дало старт быстрому развитию растений.
    Третий двухсотлитровый аквариум использовался практически так же, как и второй, с включением в проточную систему бассейна, но в него был уложен старый грунт, слегка промытый от избытка ила. Так вот в
    этом сосуде полноценное развитие растений началось уже к концу второй недели.
    Полагаю, проведенный опыт достаточно убедительно показал, что рост растений с развитой корневой
    системой напрямую зависит от питательной ценности грунта. Кстати, для чистоты эксперимента никакие удобрения в описанные выше аквариумы не вносились.

    Фото шарики из глины и торфа

    Здесь следует дать некоторые разъяснения по поводу корневой системы аквариумной флоры.
    У растений, развивающихся в воздушной среде, корневая система не только сильно развита, но и обладает большим количеством корневых волосков, функцией которых является прежде всего извлечение грунтовой воды, а во вторую очередь - минеральных веществ. У болотных растений корневых волосков очень мало, а у водных форм они могут практически отсутствовать, так как вопрос водоснабжения истинных гидрофитов не актуален. Тем не менее корневая система у водных форм развита очень хорошо и суммарная площадь сравнительно длинных, хорошо разветвленных и толстых корней вполне обеспечивает ассимиляцию необходимых питательных веществ из грунта. Кстати, это одна из причин относительно легкого перехода воздушных форм некоторых видов растений под воду - избыточная корневая система постепенно уменьшает площадь всасывания. А переход растений из погруженного состояния в воздушную среду происходит значительно труднее не только по причине неподготовленности наружных тканей, но и в силу недостаточного развития и отсутствия готовности корневой системы к усвоению воды из грунта.

    Наиболее доступными и широко используемыми удобрениями для подкормки аквариумных растений являются комбинированные шарики из торфа и глины. Иногда в них добавляют сапропель. Очень подробные и интересные рекомендации приведены в статье О.Мисникова «Использование в аквариумистике продуктов на основе торфа и сапропеля» («Аквариум» № 3. 2002 г.). К сожалению, оценить по достоинству на практике все приведенные автором рекомендации я не успел. Тем не менее могу по-прежнему рекомендовать любителям аквариумных растений использовать в качестве подкормки различные глины (их легко идентифицировать по
    внешнему виду); с некоторой осторожностью (в микродозах и только в составе смесей) использовать торф, так как достоверно оценить его качество и происхождение довольно трудно (если, конечно, не заниматься его добычей самостоятельно).

    Фото высушенный гумус сформированный в шарики

    Что касается сапропеля - увы. я в этом вопросе отношусь к консерваторам. Неоднократно приобретаемые мною в магазинах образцы этого продукта доверия не вызывали. Я, например, элементарно боюсь внести инфекцию в аквариум, а г-н Мисников обращает внимание еще и на возможность присутствия нежелательных химических соединений в некоторых видах сапропеля.
    Глиняные шарики содержат большое количество минеральных веществ, необходимых растениям при корневом питании. Размокнув в грунте и выполнив свою роль стартового «корма» для растений, глина легко удаляется при чистке грунта с помощью сифона. Поэтому отрицательного воздействия на аквариумную среду она практически не оказывает. Конечно, теоретически можно предположить, что своевременно не удаленная избыточная глина будет слеживаться, но на практике это случается только у очень нерадивого любителя водной флоры.
    Наилучшими с точки зрения аквариумистики характеристиками обладают красная, шамотная (серая и белая) и голубая глины. Красная, с высоким содержанием железа, лучше всего стимулирует рост кувшинок, криптокорин, барклай. Шамотная и особенно голубая глины больше подходят эхинодорусам, апоногетонам, кубышкам, сагиттариям и валлиснериям. Длинностебельники благодарно отзываются на внесение любой из вышеперечисленных видов глины.

    Питательные свойства торфа по сравнению с глиной проявляются несколько позже. Поэтому сочетание этих двух компонентов может дать очень хороший эффект на достаточно продолжительный срок. Но верховой торф обладает и еще одним полезным для грунта свойством - он довольно быстро снижает его активную реакцию до оптимальных значений (рН 5,5-6), в то время как новый нейтральный грунт имеет значение рН, близкое к 7.
    Верховой волокнистый торф сохраняется в грунте не менее 6 месяцев, не нарушая обменных процессов и биологического равновесия в аквариуме. Удалить его из грунта воронкой или сифоном значительно труднее, чем глину, но в этом и нет необходимости. По мере разложения торф превращается в обычный органический ил (детрит), который легко удаляется при плановых уборках.
    Более сложные питательные грунты можно использовать только при выращивании растений в отдельных горшках. В этих случаях кроме предложенных выше компонентов допустимо применение любых видов садовых земель с всевозможными органическими добавками. Но в любом случае я рекомендую перемывать или менять такой сложный грунт каждые 6 месяцев.

    Фото белая, серая и красная глина из подмосковья

    В сложные органические грунты иногда вносят и комплексные минеральные удобрения. Гранулированные, типа «Кемира», очень удобны и, надо отметить, дают хороший результат в начальном периоде. Их можно добавлять и в заготовленную густую глиняно-торфяную массу перед формированием шариков (не более 5-10% общей массы). Гранулы, как уже говорилось ранее, можно вносить под корни растений в любое время.
    Медленнорастворяющиеся гранулированные удобрения (например, AVA) целесообразно использовать и при формировании аквариумного грунта. Они начинают растворяться только под воздействием ферментов, выделяемых корнями растений, и потому не стимулируют роста нежелательных водорослей, а также не изменяют химического состава воды и грунта. Гранулы такого удобрения можно найти в свободном грунте (вне корней растений) даже через год после загрузки.

    Некоторые аквариумные фирмы выпускают специальные таблетиро-ванные удобрения, которые медленно растворяются под корнями растений. Эти подкормки дают очень неплохой результат при внесении в новый «пустой» аквариумный грунт (субстрат без добавок) после появления первых признаков роста растений. Целесообразно воспользоваться ими и после генеральной уборки аквариума. Добавление удобрений такого рода в старый, уже сформированный грунт большого эффекта не дает.

    Фото голубая и красная глина из Санкт-Петербурга

    Еще одним важным включением в грунт можно считать кальциево-маг-ниевые породы, к каковым, в частности, относятся мягкий пористый туф или ракушечник. Полутора-двухсантимстровые кусочки туфа в верхнем слое грунта плотно оплетаются ризоидами крыловидного папоротника, а корневая система анубиасов оказывается более развитой в тех местах, где были подложены гранулы туфа и ракушечника.
    Надо отметить, что такая же реакция отмечается и у больбитиса. Его ризоиды врастают в пористый известняк, фрагментарно уложенный в старый заиленный аквариумный грунт. При этом, правда, считаю нужным напомнить любителям водных растений, что удовлетворительное развитие вай больбитиса Хейделота можно наблюдать в воде общей жесткостью не выше 4°.

    Для того чтобы оценить практическую полезность применения туфа, я провел эксперимент. В одном из аквариумов в грунте с одной стороны от растений были размещены кусочки пористого туфа, а в другом - частицы вымоченной древесины и комочки торфа.
    Реакцию на древесину и торф нельзя назвать отрицательной, но в грунте без добавок корни развивались практически теми же темпами. А вот кальциево-магниевые добавки явно оказали стимулирующий эффект. По крайней мере в зоне размещения туфа корневая система выглядела существенно развитее. Плюс ко всему корни растений активно проникали в мягкий туф, в то время как пористую древесину они предпочитали обходить стороной.

    В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что водные растения в малых замкнутых водоемах, каковыми являются аквариумы, развиваются удовлетворительно только при полной и устойчивой сбалансированности экосистем с необходимым оптимальным набором физических и химических факторов среды.

    Журнал Аквариум 2004 №2

    Корень — основной орган высшего растения. В зависимости от типа растения корневая система может быть разной длины. Независимо от физического размера растения, корни выполняют три основные функции:

    1 — поглощение воды и питательных веществ,
    2 — хранение «строительных материалов» растения,
    3 — физическая поддержка растения над землей.

    Через корень растения поглощают из почвы воду, ионы минеральных солей, которые взаимодействуют с притекающими из листьев продуктами фотосинтеза, образуя ряд органических соединений — продуктов первичного и вторичного метаболизма. Под действием корневого давления и транспирации ионы и органические молекулы передвигаются по сосудам ксилемы в стебель и листья. В корнях осуществляется также биосинтез ряда вторичных метаболитов, в частности алкалоидов. Отсюда же из корня движутся некоторые гормоны (особенно цитокинины и гиббереллины), синтезированные в меристематических зонах корней и необходимые для роста и развития надземных частей растений.

    Помимо главнейших, корень нередко приобретает и другие функции, так как способен к метаморфозам. Иногда корень выполняет роль дыхательного органа, взаимодействует с корнями других растений, микроорганизмами и грибами, находящимися в почве.

    Корень — осевой орган, имеющий более или менее цилиндрическую форму и обладающий радиальной симметрией. Он способен к росту до тех пор, пока сохраняется апикальная (верхушечная) меристема. Морфологически корень отличается от побега тем, что на нем никогда не возникают листья, а апикальная меристема покрыта так называемым корневым чехликом.
    Подобно побегу, корень способен к ветвлению. В результате образуется корневая система , под которой понимают совокупность корней одного растения.

    Первый корень семенного растения развивается из зародышевого корешка. Он называется главным. У двудольных и голосеменных от главного корня отходят боковые корни первого порядка, в свою очередь дающие начало боковым корням второго порядка и т. д. В результате формируется стержневая или ее разновидность — ветвистая корневая система .

    У высших споровых растений — плаунов, хвощей, папоротников — главный корень вообще не образуется и с самого начала формируются только придаточные корни.

    Корень, как и побег, обладает неограниченным ростом. Растет он меристематической верхушкой, которая защищена корневым чехликом.

    {hsimage||center}

    Зоны молодого корня . Различные части корня выполняют неодинаковые функции и характеризуются определенными морфологическими особенностями. Эти части получили название зон (см.рисунок). Кончик корня снаружи всегда прикрыт корневым чехликом, защищающим апикальную меристему. Клетки корневого чехлика продуцируют слизь, покрывающую поверхность молодого корня. Благодаря слизи снижается трение о субстрат, и его частицы легко прилипают к корневым окончаниям и корневым волоскам. Корневой чехлик выполняет и другую важную функцию, контролируя, в частности, реакцию корня на гравитацию (положительный геотропизм).

    Под чехликом располагается зона деления , представленная меристематической верхушкой корня, его апексом. В результате активности апикальной меристемы формируются все прочие зоны и ткани корня. Делящиеся клетки сосредоточены в зоне деления, имеющей размеры около 1 мм. Эта часть молодого корня заметно отличается от прочих зон своей желтой окраской.

    Вслед за зоной деления располагается зона растяжения (роста) . Она также невелика по протяженности (несколько миллиметров), выделяется светлой окраской и как бы прозрачна. Клетки этой зоны практически не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание в глубь субстрата. Они характеризуются высоким тургором, что способствует активному раздвиганию частиц почвы. В пределах зоны роста происходит дифференциация первичных проводящих тканей.

    Окончание зоны роста заметно по появлению на эпиблеме многочисленных корневых волосков. Корневые волоски располагаются в зоне всасывания , функция которой понятна из ее названия. На корне она занимает участок от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц субстрата.

    Основную массу воды и растворов солей молодые корни усваивают в зоне всасывания с помощью корневых волосков.

    Выше зоны всасывания, там, где исчезают корневые волоски, начинается зона проведения . Строение этой зоны на разных ее участках неодинаково. По этой части корня вода и растворы солей, поглощенные корневыми волосками, транспортируются в вышележащие органы растения.

    Растения, выращиваемые аэропонически, имеют корни, которые фактически находятся в воздушной среде! Аэропоника учит нас тому, что растения могут нормально расти, даже если его корни находятся на свету, но при условии 100% относительной влажности.

    Однако, воздействие света приводит к появлению водорослей. Водоросли появляются в виде зеленой или коричневой слизи на корнях, стенках контейнера и в трубах. Некоторые исследования показали, что растения страдают, когда их корни подвергаются воздействию света, однако это, вероятнее всего, объясняется воздействием на корни появляющихся водорослей. Водоросли являются конкурентом для растений как за воду и питание, так и за кислород. Чтобы предохранить себя от этой неприятности рекомендуется использовать непрозрачные контейнеры, трубы и резервуары для любых гидропонических систем. Темные цвета, такие как темно-зеленый, темно-синий и черный лучше всего при защите от прямого света.

    Также следует помнить, что корни растения очень нежные и их очень легко можно повредить, даже дотронувшись рукой. На каком-то этапе вам необходимо будет пересадить вашу рассаду или черенки в ваш гидропонный сад. Будьте очень терпеливы и нежны, корни всегда должны быть увлажнены. Возможно корни при росте могут начать препятствовать нормальному омыванию или дренажу в системе, у вас не будет других вариантов, кроме как поправить их положение — вы можете их случайно повредить, если не будете осторожны.

    Крайне важно постоянно поддерживать достаточную влажность корневой системы растения. Низкая влажность может вызвать пересыхание и гибель корней будет неизбежна. Также помните, что нельзя оставлять корни погруженными в стоячую воду, так как они могут погибнуть от недостатка кислорода. Гибель корня можно увидеть, если он высох, сморщен, иногда начинается гниль. Если корни растения погибнут, шанса вернуть их к жизни уже не будет. Если повреждение корней серьезное, вы рискуете потерять урожай.

    Видоизменения корней

    6 класс

    2016 год

    Основная функция корня – всасывание воды и минеральных веществ.

    На сухих полях длина корней пшеницы достигает 2,5 м, а на увлажненных – 0,5 м. Но они гораздо гуще. Основное условие – увлажненность почвы.

    Видоизменения корней

    • Запасающие корни
    • Втягивающие корни
    • Корни – прицепки
    • Корни - присоски
    • Воздушные корни
    • Корни -подпорки

    Запасающие корни

    Корнеплоды

    Редис, свекла, репа, морковь запасают питательные вещества в увеличенных корнях. При накоплении в них запасных питательных веществ становятся мясистыми. Если эти образования съедобны для человека или животных, их называют корнеплодами.

    Корнеклубни

    Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней . Развиты у георгин, чистяка, батата, маниоки.

    Втягивающие корни Втягивающие корни – корни, способные сильно укорачиваться. Они втягивают под землю луковицу лука, пролесок, тюльпанов, орхидей, шафрана. Корни имеют поперечные морщины.

    крокусы

    Корни -прицепки У плющей развиваются корни-прицепки, которыми растение крепится к опоре (скале, стволу дерева).

    Корни -присоски

    Воздушные корни

    Корни-подпорки

    Образуются на стволах и ветвях,

    служат подпорками. Характерны для тропических деревьев.

    Досковидные корни вертикальные выросты корней, упирающиеся в ствол и поддерживающие его. Образуются у крупных деревьев. Высота корней достигает 9 м.

    (фикус

    каучуконосный)

    Столбовидные корни отрастают от горизонтальных ветвей дерева вниз, поддерживают крону дерева. (индийский баньян)

    Ходульные корни пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне.

    Дыхательные корни

    Дыхательные корни (пневматофоры) – образуются у голосеменных и покрытосеменных растений, произрастающих на топкой почве (берега рек). Корни растут вертикально вверх, пока не достигают поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается к корням, находящимся глубже, – в условиях недостатка кислорода. Например, у ивы ломкой, мангр, болотного кипариса.

    Источники:

    1. Biofile.​ru .

    2. Bsu.​ru .

    Тема : Условия произрастания и видоизменения корней.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Постановка целей урока.

    На одном быке семь шкур.

    ПАУЗА В ВИДЕО
    (луковица)

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Цветок - напрасный,
    Плод - опасный.
    А после все засажено.

    ПАУЗА В ВИДЕО
    (картофель)

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Долгая Варвара
    Жестка, корява,
    Сидит девица в темнице,
    А коса - на улице.

    ПАУЗА В ВИДЕО
    (морковь)

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Девица красна
    В землю вросла.

    ПАУЗА В ВИДЕО
    (свекла)

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Слайд 2 [Вставить анимацию: загадки с предложенными ответами.]

    Поочередное появление загадок с ответами. Ответы можно предложить в виде изображений.

    Тема нашего сегодняшнего урока: «Условия произрастания и видоизменения корней».

    Слайд 3 [Вставить анимацию: тема урока.]

    1. Актуализация знаний.

    Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Отгадайте следующие загадки:

    1.Лезет в землю червячок,

    На головке - колпачок.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (Корень с корневым чехликом).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    2. Удалось трём братцам

    До воды добраться:

    Один - копнёт,

    Другой - черпнёт,

    А третий - вверх плеснёт.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (Три участка корня - растущий, всасывающий и проводящий; их значение в снабжении растения водой).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    3. Без губ, а воду пьёт;

    Без зубов, а камень грызёт.

    И воду сосёт,

    Без зубов, а камень грызёт.

    И камень грызёт,

    А сам у вершинки -

    Нежнее пушинки.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    (Корень. Корневые волоски. Всасывание воды).

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Слайд 4 [Вставить анимацию: поочередное появление загадок с ответами.]

    3.Изучение нового материала.

    Корни различных растений могут проникать на различную глубину, чтобы добраться до воды. Учёные используют это значение при обнаружении воды в засушливых районах. Кусты ивы, лоха свидетельствуют о том, что вода находится на глубине не более 1,5 м, заросли чия указывают, что до воды - 1,5 - 3 м, а ковыль и полынь растут над слоями почвы, находящимися на глубине 5 - 10 м.

    Слайд 5 [Вставить анимацию: изображение кустов ивы и лоха, заросли чия, изображение ковыля и полыни.]

    Корни растений всасывают вместе с водой соли металлов. Они накапливаются в коре, листьях и цветах. причём по окраске цветов некоторых растений можно узнать о залежах полезных ископаемых, так у эмальции калифорнийской, если она растёт на месторождениях цинка, распускаются жёлтые цветы, а на месторождениях меди - синие. Железо окрашивает листья полыни в ярко - жёлтый цвет.

    Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение эмальции калифорнийской.]

    Сегодня на уроке мы подробнее рассмотрим видоизменения корней, и установим причину их возникновения.
    В корневой системе ряда растений откладывается много питательных веществ, поэтому развивается запасающая ткань, что приводит к утолщению корня.

    При определенных условиях жизни растений у корней могут появляться новые функции и несколько изменяться строение. Выделяют следующие видоизменения корней:

    1. Корнеплод - видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).

    Слайд 7 [Вставить анимацию: изображение корнеплодов репы, моркови, петрушки.]

    2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

    Слайд 8 [Вставить анимацию: изображение корневых георгина, ятрышник пятнистый.]

    3. Корни-зацепки - своеобразные придаточные корни . При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.

    Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение корней зацепок на примере плюща.]

    4. Ходульные корни - выполняют роль опоры.

    Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение ходульных корней на примере растений рода пандаус.]

    4.Физкультурная минутка.

    Встали прямо подтянулись

    И друг другу улыбнулись

    Не беда, что места мало

    Разомнемся для начала

    А потом наоборот

    Право быстро поворот

    А потом наоборот.

    Слайд 11 [Вставить анимацию: физкультминутки. ]

    5. Воздушные корни - боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.

    Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение воздушных корней на примере фаленопсиса.]

    6. Микориза - сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб - органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

    Слайд 13 [Вставить анимацию: изображение микоризы. ]

    Бактериальные клубеньки на корнях высших растений - сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями - представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения . Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом. На каждом гектаре почв, занятом бобовыми растениями, имеющими на корнях клубеньки, фиксируется от 100 до 250 кг атмосферного азота. Установлено, что в золе некоторых растений засушливых местностей (Например, в полыни) содержится в 40 - 150 раз больше золота, чем в почве.

    Слайд 14 [Вставить анимацию: изображение бактериальных клубеньков.

    7. Дыхательные корни - у тропических растений - выполняют функцию дополнительного дыхания.

    Слайд 15 [Вставить анимацию: изображение дыхательных корней на примере американского болотного кипариса.]

    5.Закрепление знаний.

    1. Опорные столбовидные корни имеют:

    а) кукуруза;

    в) баньян (фикус бенгальский);

    г) все ответы не верны.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    2. Корень моркови называют:

    а) корнеплод;

    б) корневая шишка.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    3. Корни-прицепки характерны для следующих растений:

    а) мать-и-мачехи;

    б)плющ;

    в)крапива.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    4. Растения, корни которых человек использует в пищу:

    а)морковь;

    б)петрушка;

    г) все ответы верны.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    5. Большей глубины достигают корни у сосны обыкновенной, произрастающей:

    а) на лесных суглинистых почвах;

    б) на болоте.

    ПАУЗА В ВИДЕО

    Слайд 16 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответа.]

    Правильные ответы выделены жирным шрифтом, показывать после прочтения вопросов и вариантов ответа.

    7. Рефлексия.

    Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте давайте выполним упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором вы оцените вклад друг друга в урок и поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.

    Слайд 17 [Вставить анимацию: подобрать изображения где люди благодарят друг друга.]

    8. Подведение итогов.

    Вот и все урок окончен. До скорых встреч!

    Слайд 18 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответа.]

    1. Какие виды корней вам известны?

    Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

    2. Какие функции выполняет корень?

    Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

    Вопросы

    1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

    Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых - всего 50 см, но там они гуще.

    Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.

    2. С чем связаны видоизменения корней?

    У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

    3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

    Корни моркови называют корнеплодами, георгины - корневыми клубнями, плюща - корнями-прицепками, орхидеи - воздушными корнями.

    4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

    Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

    5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

    Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.

    Подумайте

    1. С чем связано видоизменение корней у растений?

    Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

    2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

    Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).